ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ В СИСТЕМЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ   

(план и введение в диссертацию)

 

 

ИСТОЧНИК: http://www.pobeda.ru/zone/index.html (Научные работы МДАиС)

 

 

 

 

 

ПЛАН.

 

I.  Часть.

страница

1.

Введение. Богословское обоснование миссионерского служения в местах лишения свободы. Цель создания курса "Основы Православия".

 

1.1.

Объект исследования и задачи диссертации.

1

1.2.

Богословское обоснование тюремного служения.

3

1.2.1

Сотериология. Тринитарное богословие и миссия Церкви в местах лишения свободы.

3

1.2.2.

Экклезиологическое обоснование православной миссии среди заключенных.

4

1.2.3.

Евангельские принципы христианской миссии среди заключенных (условия правильного преподнесения курса "Основы Православия" для лиц, находящихся в местах лишения свободы). Требования к самим катихизаторам.

4

II. Часть.

 

2.

Предисловие.

9

2.1.

Актуальность создания курса "Основы Православия" обусловлена:

9

2.1.1.

Заинтересованностью высшего руководства УИС и администрации ИТУ.

10

2.1.2.

Помощь священникам и миссионерам в их служении заключённым, а так же в самообразовании для новообращённых.

10

2. 1.3.

Желанием самих людей, находящихся в местах лишения свободы.

11

2.2.

Историческое обозрение формирования катихизисов.

17

2.3.

Примеры религиозного образования заключенных в дореволюционной России. 

19

2.3.1.

Организация религиозно-нравственного просвещения.

19

2.3.2.

Религиозное образование заключённых в некоторых тюрьмах России.

25

2.3.3.

Опыт, программы духовно-нравственного просвещения и воспитания заключённых.

32

2.3.4.

Постановления Съезда (начала XX-го века).

36

2.4.

Примеры религиозного образования заключеннв настоящее время в России.

37

2.4.1

Опыт организации воцерковления заключённых в СИЗО г. Сергиева

37

 

К 2.4.1. Приложение.

47

2.4.2.

Опыт организации и преподавания курса "Основы Православия", составленного студентами Московской Духовной Академии и Семинарии в ходе миссионерского служения для лиц системы пенитенциарной структуры.

52

 

К 2.4.2. Приложение.

60

2.5.

Методические особенности при построении курса.  Основное содержание. Принципы подачи материала.

70

2.5.1.

Методические особенности построения курса.

70

2.5.2.

Основное содержание курса.

71

2.5.3.

Практические рекомендации по преподаванию курса.

71

 

К 2.5. ПРИЛОЖЕНИЕ.

76

III. Часть. Курс "Основновы Православия".

82

1.  главе

Введение. Темы бесед, особо интересующих собеседников. Первые встречи.

1.1.

СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ – цель существования человека на Земле

82

1.2.

ВЕРА.

85

1.2.1.

Вера и знание.

91

1.2.2.

Доказательства  бытия Божия

95

1.3.

О совести.

95

1.4.

ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ

97

1.4.1.

О спасение из Священного Писания, Предания.

99

1.4.2.

ГРЕХ И ПОКАЯНИЕ.

101

1.4.3.

О грехе

102

1.5.

О частном Суде Божьем.

107

1.6.

О Страшном Суде Божьем.

110

2. главе

Библейская история. Последующее общение на темы по Библейской истории.

2.1.

Ветхий Завет.

111

2.2.

Новый Завет.

136

2.3.

Хронологическая последовательность истории Древнего мира.

179

3. главе

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ НРАВОУЧИТЕЛЬНЫХ И ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТИН ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗРЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ.

Для желающих последовать Господу Иисусу Христу в несении своего креста.

3.1.

Заповеди Божьи. Молитва Господня.

181

3.2.

Символ Веры.

253

4.  главе

ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ.

4.1.

Суточный и недельный круги богослужения. Требы.

268

4.2.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ.

270

4.3.

Великий Пост (Четыред есятница). Переходящие праздники.

277

4.3.1.

Предварительные недели

277

4.3.2.

Особенности великопостного Богослужения

279

4.3.3.

Страстная седми

282

4.4.

ОТ ПАСХИ ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.

284

Библиография.

 

 

 

IV. Часть.

 

А. Приложение к главе "1. Введению"

293

Б. Приложение к главе "2. Библейская история"

 

В. Приложение к главе "3. Краткое изложение …"

 

Г. Приложение к главе "4. Краткое изложение …"

 

 

 

1. Введение.

Богословское обоснование миссионерского служения в местах лишения свободы. Цель создания курса "Основы Православия".

 

Ст. 36: “… в темнице был, и вы пришли ко Мне…”

Ст. 39:“Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?”

Ст. 40: “… вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф.25).

Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами как наши кровоточащие и гноящиеся раны и нам их лечить.

о. Глеб Каледа

1.1. Объект исследования. Задачи диссертации.

Настоящая работа посвящена миссии в системе пенитенциарных структур с целью катихизации или воцерковления заключённых и сотрудников пенитенциарной структуры.

Растет преступность, а за ней и число заключенных. На современном этапе: служение Церкви в тюрьмах является актуальной задачей. На Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 года было отмечено, что: “Их (преступников) боль является болью всей Матери Церкви, которая радуется радостью Небесной и об одном грешнике кающемся” (Лк.15.10). Возрождение душепопечения о заключенных становится важнейшим направлением пастырского и миссионерского делания, нуждающимся в поддержке и развитии”.1

В настоящем труде автор попытается дать обоснование необходимости душепопечения о заключенных и составить курс “Основ православия”. При составлении курса использовались примеры бесед с людьми находящимися в пенитенциарной структуре: заключёнными (подростками и взрослыми), сотрудниками - в Следственном Изоляторе (СИЗО) г. Сергиева Посада; СИЗО №1 (для мужчин) г. Москвы “Матросская Тишина” (с заключёнными больными и общего содержания); СИЗО №6 (для женщин); в Воспитательных колониях: Ново-Троицкой подростковой (г. Йош-Карала) и Рязанской девичьей (г. Рязань); а так же опыт переписки с осужденными разных регионов нашей страны. Материалы работы, возможно, помогут содействию профилактики предотвращения правонарушений, в осуществлении пастырского окормления, как заключенных, так и самих сотрудников органов охраны порядка.

Взаимодействие Церкви и органов исполнения наказаний самое непосредственное, однако, Церковь гораздо шире светского права смотрит на преступление. Государство создает правоохранительные органы для сдерживания проявлений беззакония. Целью органов является предупреждение, предотвращение и расследование преступлений, а также наказание и перевоспитание лиц, их совершивших. Но все усилия были бы лучше скоординированы, если знать корень беззаконий, который скрыт в человеческой греховности; от нее и порождаются преступления, т.е. нарушения границ, установленных нравственными нормами, и как явное их проявление – нарушение границ, положенных современным законодательством.

В кандидатских работах Ходыкина И. “Миссионерское служение в местах лишения свободы”, священника Олега Скомороха “Пастырское служение в тюрьме в настоящее время” авторы дали обоснование необходимости душепопечения о заключенных. Были показаны характерные особенности миссионерского служения в местах лишения свободы с различными группами заключённых в зависимости от возраста, пола, социального положения, собственной субкультуры, что может помочь в совместной работе воспитательных и просветительских объединений по профилактике и предотвращению правонарушений. Настоящая же работа направлена на попытку создания самого курса, по воцерковлению и катихизации. В её содержание входят катихизаторские беседы с целью подготовки к крещению и воцерковления, как заключенных, так и самих сотрудников органов охраны порядка. Однако от работы нельзя ожидать, что, изучив её человек, сразу станет верующим по ряду объективных причин:

преображает человека Сам Господь;

необходимо произволение самой личности;

важна и личность самого миссионера или последующее, после воцерковления, духовное руководство.

 

Для утверждения в обществе истинных духовных и нравственных ценностей, конечно лучше заниматься воспитанием, просвещением и профилактикой правонарушений через, устранение причин зла, а значит и не пожинать плоды беззаконий и преступлений. В этом деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами, работе с группами риска, т.е. лицами предрасположенными или совершившими правонарушение. Однако, на данный момент состояния общества необходимо уделять внимание и лицам находящимися в местах лишения свободы, ибо эти места в настоящее время являются “академиями” по культивированию зла. По данным докладов на Рождественских чтениях 18-19 января в колониях и тюрьмах находится около 1,5 миллиона человек и 205 тысяч в СИЗО, почти такое же количество людей сейчас находится в действующей армии.

Человек, у которого загноилась рана, чтоб не умереть от гангрены принимает все меры к врачеванию и обращает особое внимание на эпицентр наиболее тяжёлой болезни, чтобы совершенно не умереть. Так и обществу, государству нашей страны необходимо врачевать свои язвы пока не поздно.

Лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и достойного образца жизни, особенно в среде детей и юношества. Однако после 70-ти летнего открытого притеснения в сознании православного народа были вытравлены духовные ценностные ориентации. На Архиерейском Соборе 2000г. было отмечено, что: “Православные священнослужители и миряне призваны участвовать в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества”.2

Государство должно заботиться об исправлении заключенных, и в этой заботе ему должны помогать общество и церковь. В христианстве доброе отношение узников ради их исправления имеет глубокую основу, Господь Иисус Христос сравнивает благотворение заключенным со служением Себе: “В темнице был, и вы пришли ко Мне” (Мф.25.36).

В период атеистического государства люди в нашей стране стали духовно дезориентированы. Этим воспользовались тоталитарные и деструктивные секты, всевозможные оккультные учения, распространилась пропаганда насилия, разврата, наркомании, порнографии и др. все они обещают рай на земле. В поиске этих наслаждений, беззаботной и легкой жизни человек и оступается, совершая вначале грех против Бога, а затем и против ближних и законов государства. Следствием этого натиска демонических сил происходит порабощение личности, рушатся семьи, растут психические и соматические заболевания, растет преступность, ослабляется государство. Православная Церковь возвещает измученным людям путь избавления, открывает непреходящие духовные ценности, помогает обрести благодать и истину и этим содействует духовно-нравственному обновлению и процветанию всего общества.

Эта работа, возможно, поможет тем христианам, кто имеет или будет иметь контакт с лицами лишенными свободы и кто переписывается с осужденными.

 

Задачи диссертации.

Обосновать необходимость создания курса "Основы православия" для катихизации и воцерковления лиц пенитенциарной структуры, а также попытаться написать этот курс с использованием уже наработанных студентами Московской Духовной Академии и Семинарии материалов.

 

 

1.2. Богословское обоснование тюремного служения.

 

1.2.1. Сотериология. Тринитарное богословие и миссия Церкви в местах лишения свободы.

 

В первой главе книги Бытия мы читаем такие строки: “…сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему” (Быт.1.26).

Уже при творении человека Господь предвидел возможное отпадение человека от пути жизни и заключение его после грехопадения в узы греха, с последующим отделением души от тела и заключение ее в адские узы, с известным по-настоящему жестоким начальником адской тюрьмы - сатаною и его помощниками охранниками - бесами. Так как все подвержены греху, то никто из живущих людей не мог освободить себя, а тем более все человечество от греха, проклятия и смерти.

Только Единородный Сын Божий и Человек Господь Иисус Христос может вывести человека из темницы ада, разорвать узы греха, страстей и дать благодатную силу к спасению наших душ. После совершенного дела искупления человеческого рода от полного насилия диавола и установления христианских государств в идеале: тюрьмы, колонии, начальники колоний, тюрем, охранники, и другие сотрудники должны становиться лишь помощниками Господа во внешнем ограничении греховной свободы в создании условий для духовной, церковной помощи оступившимся, страждущим. Временное лишение человека греховной свободы дает возможность ему осознать истинную свободу от греха и необходимость воссоздания в себе с помощью Церкви вечной, блаженной свободы в Боге.

Господь воплощается от Пречистых Кровей Божией Матери Богоотроковицы Марии, добровольно входит в темницу - на нашу землю не совершив ни единого преступления ни делом, ни словом, ни даже помыслом воспринимает добровольно всю полноту человеческого естества (кроме греха) и искупляет нас на кресте Своею Кровью. Будучи, распинаем, прощает распинателей - исполнителей наказания; прощает на кресте и разбойника за его покаяние и исповедание распятого Иисуса - Сыном Божьим, вводит его в рай. Погребается как человек, сходит душой к узникам ада. Господь Иисус Христос не по заслугам человеческим, а по Своей милости, в силу Своего искупительного подвига, амнистирует с адского заключения всех желающих спасения и, не просто возвращает их на землю, а даёт им неизмеримо большее - Самого Себя и как следствие возводит их в райские обители вместе с разбойником.

После Вознесения и восседания одесную Отца, Бог ниспосылает Духа Святого, дает благодатную силу избегать уз греха, проклятия и смерти. Они теперь не имеют силы, если человек сам этого не хочет. Не желание, ненависть к греху исключают и последствия греха - правонарушения, наркоманию, насилия, разврат, воровство, убийства, разбой, войны и другие преступления. А если нет причин зла, то нет и последствий, то есть заключения в темницу, болезней, унижений и других страданий.

Во второе пришествие одним из последних критериев, очевидно, как самого тяжелого, удостаивающего человека Царствия Небесного, является посещение находящихся в местах лишения свободы. По этому и другим критериям милосердия, показателям присутствия в них благодати Духа Святого, Господь и распределит людей на две половины: овнов (овец) и козлов. Первых, находящихся по правую сторону, введет в Царствие Небесное, а вторых (по левую сторону) отторгнет на вечное адское заключение.

Исключительное значение, которое Господь Иисус Христос придает служению ближним видно из факта, что это будет мерой, которая в конце веков определит судьбу каждого человека. В эсхатологической речи Господа указаны признаки Второго Пришествия Его во славе, по которым верующие будут допущены к участию в Царствии Божьем. Вечную жизнь получат те, которые во имя Господа поили жаждущих, кормили голодных, одевали нагих, давали приют странникам, посещали больных и навещали заключенных в темнице (Мф.25.34), и которые не гордились своими делами, а приносили плоды достойные покаяния. Служение ближним Господь возвышает и отождествляет со служением Себе: "Что вы сделали одному из моих меньших братьев, то сделали Мне" (Мф.25.40). Любовь как творческая сила является самым мощным стимулом для деятельности, для служения. Она побуждает соблюдать заповеди Христа (Ин.14.23,21), и в своих высших проявлениях ведет к жертвенному служению ближним (Ин.15.13).

Сам Иисус Христос, воплощенная Любовь, приходит послужить людям: “Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать Душу Свою для искупления многих” (Мк.10.45). Жизнь Спасителя была всецело посвящена этому делу. Он исцелял телесные и душевные болезни, прощал грехи и величайшим грешникам, у которых замечал страдание и раскаяние, и строго обличал тех, которые были не в состоянии подняться до сознания своей греховности и упорствовали в своих грехах.

Иисус Христос не только проводил Свою Личную миссию, но избрал и подготовил продолжателей Его пастырского дела не в господстве и власти над людьми, а в саможертвенном служении. В самопожертвовании Спаситель видел достоинство и величие Своих преемников и последователей (Мк.10.42-44; Лк.22.25-26).

И действительно, под руководством Церкви многие миряне, горящие желанием служить Господу и Его Церкви, с самоотверженностью посвятили себя этому служению. Одни подвизались в области благовестия, другие – в области богослужения, третьи посвящают себя специально социально-милосердной деятельности, принимая самое активное участие в заботах Церкви о сиротах, бедных, больных, странниках, заключенных.

1.2.2. Экклезиологическое обоснование православной миссии среди заключенных.

Спасение человека не мыслится в Православной Церкви индивидуально. Хомяков А. пишет: “Когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся спасается в Церкви как член Ее в единстве со всеми другими Ее членами”3. Все члены живого организма Церкви через некие духовные связи этого организма, действуя в меру своей силы на других, и сами получают силу от Главы Тела и других членов для созидания самих себя в любви. Поэтому актуальны уже приведенные ранее слова о. Глеба Каледы: “…наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами как наши кровоточащие раны”4. Православные миссионеры, идя к заключенным, в какой-то степени должны отождествляться с теми, с кем приходится общаться. Однако, погружаясь в преступную атмосферу общения, они не должны умалять и святость проповедуемого благовестия.

 

1.2.3. Евангельские принципы христианской миссии среди заключенных (условия правильного преподнесения курса "Основы Православия" для лиц, находящихся в местах лишения свободы). Требования к самим катихизаторам.

В темнице был, и посетили Меня” (Мф.25.36) – исходит из общей миссии Церкви во всеобщем благовестии: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их блюсти все, что Я повелел вам” (Мф.27.19-20). Господь использует различные формы проповеди - прямое обращение, обличения, притчи, символические действия, чудеса; эта проповедь живая и образная, в ней много примеров из жизни. Отмечается дифференцированный подход, обусловленный характером аудитории, её общекультурным и духовным уровнем. Особого внимания заслуживает воспитательный подход Божественного Учителя в отношении учеников, которые постепенно были подготовлены к восприятию глубоких тайн Евангельского учения. Все эти формы присущи и среди заключенных. Перечислим некоторые из основных принципов:

 

1. Благовестия.

Благовестие спа­сения подразумевает прежде всего Того, Кто совершает его, т.е. Спасителя. Евангелие можно уподобить дереву, где главный ствол это – Христос, а ветви – Его учение. Главная тема Евангелия – не учение Христа, а учение о Христе, не рассказ о Его жизни, а Сам Христос Богочеловек, Его Жертва и Воскресение. Прежде всего – воплощенное Слово, и только потом – Его учение, воплощенное в словах. Поэтому и главным предметом проповеди Христа является Он Сам: "Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Ин.14.6), "Веруйте в Бога, и в Меня веруйте"(Ин.14.1), "Я свет миру" (Ин.8.12), "Я хлеб жизни"(Ин.6.35), "Никто не приходит ко Отцу, только Мною" (Ин.14.6); "Исследуйте Писания: они свидетельствуют обо Мне" (Ин.5.39). Он проповедует не Свои убеждения, а Себя Самого5.

 

2.Сказать по новому не сказать нового.

Миссионеру важно искать особые формы проповеди Евангельского благовестия, но не в ущерб её духовного содержания. Как свидетельствует один из современных афонских подвижников сколько бы ты не убеждал такого человека, если благодать Божия не просветит его, пользы не выйдет. Он может слушать твои слова какое-то время, но затем, словно плененный возвращается к своему 6. И Апостолы проповедовали Евангелие "Господу поспешествующу" (Мк.16.20). Опытное познание христианства в отличие от познания из книг несравненно более действенно в благовестии веры Христовой, хотя, конечно, полнота познания – это удел будущего века. "Обращение к вере Христовой, – говорит Н.И. Ильминский, – есть внутреннее перерож­дение, которое делается и зарождается в глубине сердца, а не в рассудочной области; для этого требуется духовная сила"7. Рациональные доказательства и обоснования веры могут, конечно, устранить некоторые препятствия интеллектуального плана. Они могут разрушить ложные стереотипы в сознании людей, но усвоение веры – дело Божественной благодати

3. Доступности.

Миссионер должен понимать тюремную среду, ее чаянья и представления и стремиться донести христи­анские истины на понятном языке, пользуясь доступны­ми для их восприятия обычаями и символами, отметая беззаконное содержание. Например от змей люди тоже получают пользу, но только надо убить их, рассечь, приготовить из них снадобье и тогда уж применять с разумом против их собственных укусов. То есть слова, обычаи, тюремные законы преложить ко спасению, наполнив их христианским содержанием.

Хотя, конечно, при этом всегда будет существовать некая напряженность, так как по самой своей природе христианское истинное благовестие не может найти своего выражения в непосредственно понятных выра­жениях, тем более в тяжёлой тюремной среде и поэтому не может находить легко отклик. Задача миссионера – воцерковление человека, приобщение его к духу вечности.

4. Нравственно-психологический.

В православном свидетельстве об Истине не должно никогда иметь место желание произвести эффект посредством какого-либо ложного чуда или откровения и т.п. Таким образом, обращаемые должны быть уверены в безупречной честности проповедника в этом отношении. Для этого миссионер не должен обещать и земные награды, чтобы привлечь в лоно Церкви больше новых членов.

5. Икономии.

Особо приемлем для миссионеров в пенитенциарной структуре, ибо церковные каноны некоторые преступления намного строже судит, чем государство.

Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, - не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (2Кор.9.20-22). Внутренняя свобода во Христе позволяет христианину, для пользы немощных, снисходить, не отвергать и даже принимать некоторые их взгляды, мнения, привычки и обряды, как имеющие вес в глазах неофита.

Апостолы проявляли творческую инициативу и гибкость, что требовало известной степени внешней мудрости, культуры, наблюдательности и достаточного уровня знаний в области религии и обычаев данного народа. Этот способ можно обозначить как метод воцерковления, восполнение многих духовных положительных ориентаций. Т.е. там, где возникают глубинные противоречия и противоборство падшего человеческого разума закону Христову, приспособление невозможно, но где имеют место только недоумения и псевдопроблемы, их следует разрешать мудрой снисходительностью, щадящим отношением и гибкостью.

6. Подготовки миссионеров из среды заключённых.

Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить” (2 Тим.2.2).

Целью православной миссии на первом этапе должно быть не только крещение или даже проповедование абсолютно всем заключённым, но и обучение отобранных руководителей – старост и создание христианских общин.

Миссионеры из среды заключённых, сотрудников благодаря знанию законов, особенностей терминологии, обычаев и верования своих соотечественников могут гораздо лучше любого катихизатора проповедовать Евангелие и руководить церковной общиной, конечно нехватка богословского знания может отрицательно сказаться, поэтому здесь важен контроль со стороны священника или опытного руководителя. Богословское образование или духовный опыт таких местных тюремных благовестников может не стоять на высоком уровне, но в данном случае важнее укрепить в них веру в преображающую силу Евангелия, церковных таинств (особенно покаяния и причастия); воспламенить ревность и желание к миссионерскому служению. Однако, необходим и серьезный подход, чтоб "…не было порицаемо служение" (2Кор.4.3) и "не дать пово­да ищущим повода" (2Кор.11.12) для противников благовествования.

7. Организации миссии.

О необходимости попечительности о деле проповеди говорит ап. Павел и своему ученику, призывает быть добрым воином Иисуса Христа: “Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику” (2Тим.2.3-4).

Вопросы попечительности о миссионерском служении в местах лишения свободы совершенно разнообразны:

духовного служения в тюрьмах, катихизации сотрудников;

организации института посещающих и служащих в тюрьме священников;

взаимоотношения священнослужителей с представителями организаций и представителями власти;

использования различных возможностей для влияния на общественное мнение;

организации сбора средств для оказания помощи заключенным и контроля за ее распределением;

разрешения вопросов с различными сектами, так же проникающими в тюрьмы.

У тюремного священника имеются и свои пастырские обязанности, приобретающие в тюрьме свои особенности.

8. Благоразумия и осторожности.

Он (Св. Дух) испытывает душу, но не пометает бисера перед свиньями” (Мф.7.6).

Не следует также высоких евангельских истин предлагать людям явно не способным к их восприятию по причине крайнего ожесточения или предубежденной вражды этих людей к евангельскому учению, или в высшей степени аморальным и циничным, нравственно извращенным и духовно деградировавшим личностям, доведшим себя грязными пороками и нечестием до скотоподобного состояния. Это выражено в таком предостережении Христа Спасителя: "не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мф.7.6). Такие люди так привыкают к своей нравственной грязи и к окружающей их тьме, что всякое стремление к очищению их, всякий луч света проникающий в их темное царство, они принимают с озлоблением и ожесточенно защищают неприкосновенность своего болота. Более того будут издеваться, глумиться над святым учением, извратят его в соответствии со своей испорченностью, смешают с суетными измышлениями плотского разума, как "жемчуг с грязью"8, а затем ненависть к истине обратят и к са­мим её провозвестникам и причинят им различные бедствия. Здесь важно не отчаиваться миссионеру и из-за таких заключённых не делать вывод обо всех, тем более, что нередко явные противники станавятся ревностными христианами.

9. Церковные принципы.

а) Предварительной катихизации - в подготовительном научении перед крещением мы должны заботиться не об обучении правилам и доктринам. Мы хотим открыть Святому Духу путь двигаться и жить в человеке. Цель учения для новых верую­щих должна состоять в том, чтобы стать "новыми созданиями".

б) Синергии – процесса содействия Божественной благодати и человеческой воли – это взаимодействие происходит на всем пути духовного становления личности: от духовного младенчества до возмужания: в меру возраста Христа” (Мф.4.13). Сам акт духовного рождения требует произволения внутреннего человека; Святая Церковь всегда учила о важности и необходимости просвещения человека, желающего быть ее членом.

Осознается также и то, что недостаточно лишь ходить в храм, получать знания о вероучении Православной Церкви, но еще и необходимо жить в соответствии с теми Евангельскими заповедями, которые оставил каждому Своему последователю Спаситель, Господь наш Иисус Христос. Очень часто все сводится к упрощенным положениям, которые приводят человека к понятию, что нельзя совершать грехи. К сожалению, забывается то, что Церковь является Хранительницей богатейшей святоотеческой мудрости, в которой можно найти развернутый ответ на вопрос: Почему человек должен жить в соответствии с Евангелием?

в)Соработничества - Миссионер должен вести не к себе, а ко Христу. Если нам удалось смягчить чьи-то страдания, поддержать кого-то в минуты отчаяния, то можно считать, что наш скромный труд в изоляторе, тюрьме, колонии оправдан. Одна из наших задач - пробудить в душе всех заблудших, оступившихся, надежду на спасение, внушать, что никто не потерян для Бога, даже если общество считает его потерянным. В каждом человеке запечатлен образ Божий, заложено доброе начало, ведь душа каждого человека “по природе своей христианка”. Всемогущий Бог, устрояя спасение, не имеет нужды в славных и сильных орудиях для Своего Промысла, но, чтобы не дать повода горделивому уму человеческому к возношению, избирает часто сосуды немощные и незаметные: “Сила Божия совершается в немощи” (2Кор.12.9) и “Бог избрал немудрое мира…, немощное…, незнатное и уничиженное и ничего не значащее… для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом” (1Кор.1.27-29), и Апостолы так и помышляли всегда о своем достоинстве и о величии дара благодати: “Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам” (2Кор.4.7). Сознание своей немощи побуждало Апостолов постоянно обращаться в молитве к Богу (Деян.1.4; 6.14; 13.3), а также испрашивать молитв за себя у других христиан: “…молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова возвещать тайну Христову” (Кол.4.2), “…молитесь и о мне.., дабы я смело проповедовал, как мне должно” (Еф.6.18-20); Рим.15.30-31; 2Кор.1.11).

Злословят нас – мы благословляем, гонят нас – мы терпим, хулят нас – мы молимся; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый” (1Кор.4.9-19). “Я посылаю вас, как овец среди волков” (Мф.10.16), - это образ очень ярко и точно отражает необыкновенное противодействие мира благовестию. Но Господь не стремится устрашить учеников, а призывает их мужественно переносить предстоящие испытания, внушая им страх Божий и ободряя будущим воздаянием.

Св. Иоанн Златоуст: “Благовествовать представлено было немногим, а крестить мог всякий, имевший священство. Всякий может крестить человека, наставленного в вере и уверовавшего, а чтобы неверных наставить в вере, здесь нужен великий труд, чтобы переменить расположение, исправить нрав, уничтожить заблуждение и насадить истину. Как для обучения ратоборцев нужен учитель мужественный и искусный, а возглавлять венец на победителя может и неискусный в борьбе, хотя венец и прославляет победителя, так и в крещении: хотя без него невозможно спастись, но не великое дело совершает тот, кто крестит, принимает расположенного и приготовленного к тому9.

 

Темы благовестия.

Учение о свободной воле человека, совести, Царствии Божьем, о нравственных условиях стяжания Царствия Божия через любовь к Богу и ближним, вероучение Православной Церкви. К нравственным условиям относятся добросовестное исполнение заповедей Божьих, ощущение своей греховности, покаяние. Это приводит человека к познанию нужды в Спасителе, в человеке возрождается вера и желание спасения своей души. Любовь к Богу выражается в благодарности (Лк.27.19) и молитве к Нему (Лк.11.1-13; 18.1-14). В большей степени эта любовь проявляется в подвиге самоотречения ради Христа, не только доверия и веры, но и верности, то есть причастности Его страданиям (Мф.16.24; Мк.8.34).

Само учение Господа Иисуса Христа на первый взгляд не носит систематического характера: Господь обра­щается к различным категориям слушателей, по разным поводам и в разные периоды Своего служения. Но в результате получается цель­ная картина, и тема о Царствии освещена со всех сторон. Необходимо оговориться, что такое выделение благовестнического служения Господа и распределения подачи материала носит несколько искусственный характер, обусловленной задачей работы.

 

Духовный облик проповедника Евангелия.

Должен стоять на ином качественном уровне, быть духовным в сравнении с душевными и плотскими людьми века сего: “Вы – соль земли; вы – свет мира” (Мф.5.13-14). Проповедь слова неотделима от проповеди жизнью: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф.5.16), и напротив, худая жизнь – сильное препятствие для благовестия: “Ради вас…имя Божье хулится у язычников” (Рим.2.24). Святость и благодать не даются без подвига: “Дай кровь и приими Дух”, - таков непреложный закон духовной жизни.

Служение благовестию не освобождало апостолов от подвигов внутренней брани, но наоборот, стимулировало их духовный рост, воспламеняло их ревность в стремлении к совершенству. Преобразивши свою жизнь во Христе, они достигли такого состояния, когда “…тело мертво для греха, но дух жив для праведности” (Рим.8.10), и каждый из них мог сказать о себе: “Уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал.2.20).

 

 

2. Предисловие.

2.1. Актуальность создания курса "Основы Православия" обусловлена:

2.1.1. Заинтересованность высшего руководства УИС и администрации ИТУ.10

2.1.2. Помощь священникам и миссионерам в их служении заключённым, а так же в самообразовании для новообращённых;

2.1.3. Желанием самих людей, находящихся в местах лишения свободы.

2.1.4. Необходимостью духовной поддержки освобожденных лиц.

2.1.5. Сектантским влиянием.

 

2.1.1. Заинтересованность высшего руководства УИС и администрации ИТУ.

Для краткости раскрытия темы оглавления приведем документ, поступивший на имя ректора МДАиС архиепископа Евгения. На документе подпись владыки с направлением на рассмотрение Высоцкой Н.Л. – председателю Общества "Вера, Надежда, Любовь" по помощи заключённым.

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Главное управление исполнения наказаний

103104,Москва, Большая Бронная,23 №18/15/1 На№

Ректору Московской Духовной Академии

архиепископу Евгению,

141300, Московская область г. Сергиев Посад

 

Ваше Высокопреосвященство!

 

В последнее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (УИС) активизировали свою проповедническую деятельность различные религиозные конфессии. С целью упорядочения их работы по духовно-нравственному воспитанию осужденных, доведения до практических работников УИС сведений о сущности и направленности деятельности различных религиозных организаций Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации подготовлены методические рекомендации по работе с различными религиозными движениями и организациями (для сотрудников УИС).

Прошу сообщить Ваше мнение об указанных методических рекомендациях.

Приложение: на 8 л.

 

С уважением,

Начальник управления по , воспитательной работе с осужденными

В.И. Хомлюк

 

 

2.1.2. Помощь священникам и миссионерам в их служении заключённым, а так же в самообразовании для новообращённых;

Рассмотрим одно из писем приходящих на имя Ректора МДАиС от священников оокормляющих лиц, находящихся в местах лишения свободы.

 

Его Преосвященству Преосвященнейшему Евгению,

Епископу Верейскому. Ректору Московских ДА и С

Иеромонаха Арсения (Армякинова)

Клирика храма Рождества Богородицы

Прошение.

Ваше Преосвященство, Владыка Евгений, с надеждой о помощи обращаюсь к Вам. В продолжении 4-х лет я несу послушание по духовному окормлению заключённых, находящихся в следственных изоляторах и колониях Псковской области. В настоящее время в колонии всеми правдами и неправдами начинают проникать лжепроповедники и миссионеры западных конфессий и сект хорошо обученные и подготовленные. К сожалению, у меня и моих помощников надлежащей базы знаний и достаточного опыта в этой работе нет. Усложняет работу и практически полное отсутствие литературы по этим вопросам. Сами заключённые хотят больше знать о Православии. Мы провели опрос в колониях на тему: “Что ты хотел бы узнать о Православии?” и в результате был получен перечень из 23 тем.

Зарождение религии.

Иудейство.

Рождение Иисуса Христа.

Первые ученики.

Благая весть.

Учение Иисуса и Моисеев закон.

Земная жизнь и жизнь вечная. Царство Божие.

Путь к Голгофе. Победа над смертью.

Распространение Благой Вести. Гонение на христиан.

Церковь и государство.

Монашество и его значение.

Христианизация славян. Святые Кирилл и Мефодий.

Крещение Руси. Святые Борис и Глеб.

Становление Церкви на Руси.

Что такое Православие.

Обрядово-догматические различия Православной и Католической Церквей.

Основные Христианские праздники (история и традиции).

О суточном круге церковного богослужения (от вечери до Литургии).

Патриархи Русской Православной Церкви.

Церковно-иерархический порядок в РПЦ.

Чины угодников Божиих.

О таинствах и обрядах.

О Российских иконах Божией Матери.

Как вести себя в храме.

Как вести себя на кладбище.

Грех и покаяние.

На первый взгляд, темы самые простые и обще доступные, но при первой же попытке написания лекций я убедился в том, что моих знаний тут явно недостаточно. Лекции получаются скучными, сухими и для неподготовленного слушателя мало понятными. Такие беседы с заключёнными больше навредят, чем помогут. Это убеждение и привело меня к мысли обратиться к Вам с просьбой раздать эти темы в качестве рефератов слушателям Вашей Академии, подчеркнув в задании, что слушателями их работ будут заключённые. Рефераты должны быть написаны максимально простым языком, они должны быть подкреплены соответствующими примерами из жизни и обязательно давать надежду на спасение.

С наилучшими пожеланиями Вам, с любовью, верой и надеждой на положительное Ваше решение этой проблемы грешный иерей Арсений.

О принятом Вами решении прошу сообщить по адресу:

180020 г. Псков, Снятная гора - 1, монастырь иерею Арсению. 20 августа 2001 г.

 

2.1.3. Желанием самих людей, находящихся в местах лишения свободы.

ПРЕСТНПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. 11

Что представляет собой пенитенциарная система тюрем, колонии и тюрем в современных условиях? Существует такая статистика: через места лишения свободы прошел чуть ли не каждый шестой. Значимость тюремных проблем для общества, таким образом, очевидна.

Размышляя на эту тему, не вольно задумываешься о природе наказания, природе зла в окружающем нас мире. Всем известно, что зло рано или поздно возвращается к тому, кто его совершил, так же, как пыль, брошенная против ветра.

Чего мы ждем от человека, прошедшего тюрьму? Раскаяния, исправления... Но трудно себе представить, что человек, оказавшись в условиях, с которыми сталкиваются в тюрьмах многие из осужденных, начнет думать о добром и вечном.

Наказание... И чем страшнее и бесчеловечнее оно, тем надежнее? Но человеком в его поступках должно руководить не чувство страха, а что-то совсем другое, если мы действительно не хотим, чтобы он попал туда и второй, и третий раз. Если мы действительно хотим помочь ему. В противном случае мы просто плодим зло. И нет ему конца. Из письма заключённого:

"Тюрьмы они разные. Есть с более-менее человеческими условиями и отношением, а есть... Редко кто делает в тюрьме какие-то выводы и исправляется, большинство - медленно деградирует. Помню, в изоляторе, в одной из тюрем, сидел, а там комиссия какая-то нагрянула. Наша камера - возле дежурки. Кто-то из проверяющих спрашивает: “Здесь тоже сидят? Ему отвечают: “Нет, это чулан для лопат”. Вот такое отношение.

Начнешь возмущаться, в дверь бить - для разборок существует бокс-команда с дубинками и “черемухой”, “бур” - барак усиленного режима. Свет искусственный, в камере, рассчитанной на 7-8 человек (набивают до 15 )-железные шпонки (ярус) и столик приваренный.

Работал мотористом-швеей. Норма - непосильная. Отказ от работы - шизо. А там - холод, разбитые стены в острых камнях, выкрашенные гнетущей зеленой краской. Прислониться, чтобы поспать, невозможно. Вши. Нервы не выдерживают. В дверь стучать - никто не прибежит, разве если только в петлю полезешь.

Кормили - слежавшийся кусок каши и чай пополам с водой из-под крана. Я раза два от дистрофии падал. Пневмония - не единожды. Дизентерия. Тогда и цену хлебу узнал. Хлеб, как пластилин, спец выпечки, берешь кусочек и мелкими крошками жуешь..."

Многие, отсидевшие свои сроки, считают, что современная тюрьма - это гидра, все человеческое в человеке окончательно убивающая, что существующая сегодня система наказания и исправления еще больше калечит человека, ожесточая его: заключенные ненавидят друг друга, вредят друг другу, молодые вешаются. То есть осужденные сами создают себе режим, остается только “корректировать” этот процесс взаимного уничтожения.

Мать осужденного сына через светскую газету обращается к властям и обществу: “Кем выйдут эти ребята на свободу? Озлобленными инвалидами или людьми, понявшими, что общество способно не только сурово карать, но и, проявлять милосердие к оступившимся”.

Другая мать, у которой в тюремной больнице умер ее единственный 23-летний сын (куда он был направлен с целым “букетом” приобретенных в заключении болезней: туберкулез, острая сердечно-легочная недостаточность, малокровие, дистрофия), взывает: "Моего сына не вернуть, но за колючей проволокой - огромное количество больных людей. Суд приговорил их к лишению свободы. Лишить их жизни никто не имеет права".

Многие из них выходят на свободу душевно непоправимо искалеченными, с единственным грузом - испепеляющей злобы ко всем и вся. И они спрашивают общество: “Как жить дальше с такой ненавистью, ведь каждый из нас боится самого себя?”

Ни для кого не является секретом, что в современных тюрьмах люди нередко спят в две очереди (в переполненных камерах), нет продуктов питания, простых лекарств, элементарного медоборудования. Среди осужденных распространены туберкулез, чесотка, гнойничковые заболевания, дистрофия.

Из письма р.Б. Геннадия, старосты тюремного храма св. Анастасии-Узорешительницы (г. Кривой Рог):

"После статьи в вашем журнале “Тихий крик души” - о проблемах заключенных - нас посетил незнакомый человек, брат во Христе Александр, который по зову души своей передал журналы, книги, свечи, молитвословы, иконки, мыло. Спаси его Господи, за любовь к ближним, за благое деяние поистине апостольской ревности. Журнал и статью все здесь прочли на одном дыхании. Лагерь наш пятый год вновь прибывших не обувает и не одевает. Мыло не выдают (отсюда гнойные раны, чесотка, вши) многие из малообеспеченных семей ходят без белья, без носков. Больно на все это смотреть и нечем помочь. Господь да дарует всем благотворителям, посещающих тех, кто отчаялся в сей земной жизни, здравие телесное, мир душевный и долголетие..." Далее Геннадий пишет о том, что работа по перевоспитанию осужденных не только себя не оправдывает, но часто и усугубляет ситуацию (что, кстати, подтверждает и статистика: более 50% осужденных неоднократно судимы). Можно сказать, все усилия исправительно-трудовой системы - это напрасный труд. Нужны абсолютно иные формы влияния на людей, преступивших закон совести. Только вера в Бога всегда была тем единственным удерживающим моментом, который помогал человеку идти путем добра и любви.

Сколько душ человеческих пребывает во тьме неведения! здесь, в тюрьме, каждый - как на ладони, и воистину, это чистилище для тех, кто хочет очистить себя от скверны. Побывав здесь, многим начинаешь дорожить, ибо ни одно наше дыхание не повторится, свеча ежесекундно тает, подвигаясь к концу...

Сегодня просто необходимо духовное окормление тюрем: штатные священники, духовные библиотеки, воскресные школы. Даже простых нательных крестиков в местах лишения свободы не хватает.

На светлый праздник Пасхи Христовой благодаря добрым, отзывчивым людям напекли пасок на четыре тысячи человек (по одной на двоих). Такое мероприятие в лагере не проводилось никогда. Нужно было видеть, как потеплели души людей, как оттаяли глаза, как роняли, не стесняясь, слезы те, у кого за плечами по 9, 12 лет тюремного срока...

 

Монастыри по всей земле,

В них Божья благодать.

Кресты и купола церквей,

И братьев славных рать.

Но есть еще “монастыри”,

В них тоже - благодать...

Хоть нет крестов на куполах,

А братьев только тать.

Не рясы носят, а х / б,

Но цвета одного.

 

Не скуфей на голове,

А шапки без крестов.

Нет колоколен, звонарей,

Все вышки по углам.

Не по своей мы воле здесь,

А по своим грехам.

...Есть здесь и свет, и хоть и мал,

Но очень жарок он.

Тот огонек зовется - храм,

Приди, согрейся в нем.

 

 

Эго фрагмент стихотворения Андрея Мостового, находящегося а той же колонии, что и Геннадий.

Труден путь к внутреннему храму в самом себе. Б. Шаргин писал, что нелегко человеку "поднять себя за волосы", заставить себя очнуться, но иного пути нет, дабы не потерять навсегда “лазурь вечно ликующего неба Господня”

(Страницу подготовила А. Зуева).

Свято Троицкая Лавра совместно с Московской Духовной Академией получает очень много писем (до 400 в месяц) от людей из мест заключения и их количество с каждым месяцем возрастает.

Одним из направлений выхода из тяжёлого положения, какое сейчас наблюдается в тюрьмах, возможен с помощью организации религиозного образования лиц, находящихся в местах лишения свободы, а особенно молодых преступников, ещё не так сильно укоренившихся в уголовной среде.

В преподавании православного мировоззрения, необходимо считаться с педагогическими принципами, принятыми в данной пенитенциарной структуре. Считаться и с воздействием на внутренний мир "автономной морали" с её открытыми изъянами.

В общении с верующими лицами, находящимися в местах лишения свободы, ищущими утешения в Церкви, христианину (миссионеру) приходится общаться с людьми разного уровня знания своей веры. Мало тех, кто идёт церковным путём и живёт православным веропониманием. Причины тому объективные и субъективные. Множество таких, которые, хотя считают себя образованными, испове­дуют веру собственного мировоззрения, придерживаясь его больше, чем познаний духовных, проповедуемых Церковью. В силу своей духовной необразованности, знания элементарных заповедей Божиих, большинство заключённых выросли в без духовной среде.

О трагическом влиянии безбожия, материализма и оккультизма на современное общество ясно свидетельствует резко возросший уровень преступности и самоубийств. Причём материальный достаток не является первой причиной к повышению этого уровня, так например в Швейцарии (самой обеспеченной в социальном плане стране) самый большой процент самоубийств. Современные психологи и социологи, находясь на материалистических позициях, оказались не в состоянии объяснить природу этого феномена. Большей частью материально обеспеченные люди, из внешне благополучных семей, часто, совершенно неожиданно для окружающих, совершают страшное, кровавое преступление. В чем причина? Где корни? - гадают ученые, отрицающие существование души и невидимого мира.

"Свято место пусто не бывает" и "...один источник не может изливать соленую и сладкую воду", - свидетельствует апостол Иаков (Иак.3.12). И не может занимать человек нейтральную позицию в духовном мире. В силу своего онтологического устроения он должен приложиться или к добру или ко злу, или к Богу, или к диаволу.

Человек, не знающий Бога и Его заповедей, как правило, живет в мире по закону своих страстей. Стремится делать то, что ему хочется, то, что доставляет удовольствие. А это, в основном, есть удовлетворение своих душевно-телесных потребностей. Сюда входит: вкусно поесть и выпить, иметь различные любовные отношения, получать много денег, состоять на престижной работе, пользоваться уважением и проч. Все эти желания, не сдерживаемые верою и стремлением к Богу, не подчиненные цели духовною совершенства личности, гиперболизируются, становятся самоцелью и превращаются в страсти. Круг интересов сужается и практически останавливается на удовлетворении главенствующей страсти или страстей: пить, блудить, копить деньги и вещи, властвовать над другими и т.п.

Падшие духи всячески, стремятся усилить человеческие страсти, ведь через них, как через канал, свойственный демонической природе, получают они доступ к душе грешника. По свидетельству святых отцов, в частности Григория Синаита, каждый бес имеет свою "специализацию", то есть предпочитает пребывать в определенной страстной среде, питаясь и усиливаясь за счет энергии людских страстей. Один род демонов распаляет похоть, другой склоняет к пьянству, третий возбуждает гнев и т.д.(статья "Мистические корни преступности"). Поэтому жизнь большинства заключённых ранее протекала в беспрерывных страстях и страданиях, что способствовало формированию скрытого, настороженного, не доверчивого характера. Однако, стремление к Богу сохранятся, даже у тех, которые считают себя неверующими, только это стремление принимает свои разнообразные извращенные формы. Миссионеру, священнику важно увидеть особые для каждого отклонения и постараться ненавязчиво словом и своим примером помочь правильно направлять свои силы, использовать свои таланты, для спасения своей души.

После обращения к Христу многие заключённые усваивают отрывочные представления о религии. Некоторые, как иерихонский слепой, громко взывавают об исцелении, - хотят веро­вать, но не знают - к кому обратить чувство веры и ждут случая, чтобы Бога познать. В наши дни христианам, миссионерам нельзя оставлять без внимания чаяния своих братьев, попавших в тяжёлые условия тюремного выживания.

 

Мечтаю крикнуть "Мама!" и заплакать от счастья…

"Вот пишу Вам это письмо, а душа плачет - никому я не нужен в этом мире. Мать моя умерла при (родах, а я выжил. Родные сестры и братья отвернулись от меня: "Из-за него мама умерла, знать его не хотим" и сдали в детдом. В 16 лет директор дома отвела меня на ВТЭК и в итоге я попал уже в дом инвалидов, в котором пробыл три года. Новый врач, увидев меня, сказал: "Здоровый парень, и что ты тут делаешь?", снял с меня группу инвалидности и я пошел на волю: нищий, грязный, без гроша в кармане! Начались мои мытарства: я нарушил заповедь Божию и попал в колонию. Мы построили здесь православную часовню своим трудом и потом, казалось бы: живи, молись и веруй, но тут, без видимых причин, отправили меня под Воркуту. В новых климатических условиях ухудшилось мое и без того подорванное здоровье. Трудностей я не боюсь и молю Бога, чтобы он придал мне сил и духа и это испытание. Осталось 1,5 года срока. Кому я на свободе нужен? Без крыши над головой и средств. Наши проблемы никого не интересуют. Тебя освободили приспосабливайся, как хочешь. Я сейчас в глубоком раздумье: почему такие, как мы, никому не нужны? Я до сих пор мечтаю крикнуть "Мама!" и заплакать от счастья.

Прошу вас, простите меня, грешного, люди. Загляните в наши души, ведь мы тоже твари Божий. Если кто-то захочет написать мне многогрешному, заранее благодарю в молитве ко Господу. Многогрешный АНАТОЛИЙ."

Адрес: 169926, Р.К. г. Воркута, и. Северный, учр. ОС-34/22. Сурину Анатолию Евгеньевичу.12

Из бесед с заключёнными, из их писем чувствуется стремление к Богу; только одни избирают правильное направление, - через покаяние, а другие борются за справедливость или плывут по суетной реке этого страстного мира, предпочитая быть как все. В задачу миссионера не должна входить самонадеянная мысль о спасении всех заключённых. Необходимо работать, служить Богу на этом поприще хотя и с напряжением, но в меру своих сил. Стараться больше работать с наиболее активными людьми, это, как правило, не более 10 % от общего числа лиц определённого заведения пенитенциарной структуры. Простирая миссионерскую деятельность на воцерковление других нельзя забывать и о своей душе.

Общее состояние мира в средине ХХ-го столетия характерно быстрым разрушением исторического уклада жизни многих народов и полным отделением от вековых корней культуры своего народа. Человеческое общество, проникнутое новым мироощущением, из­менило все внутреннее содержание своей жизни. Современный человек очарован научными открытиями, связанными с ними практическими достижениями техники; он занят всецело своим материальным благополучием. Социология, психология, педагогика, искусство и другие отрасли науки объединены одной идей, мерой измерения: земными потребностями человека или действуют по принципу: "бери от жизни всё". Если уделяется время, чтобы размыш­лять о существовании мира, то он разумевается, как бытие само по себе. Бог устраняется из областей культуры, а самое обращение мысли к Безначальному Источнику бытия понимается всего лишь, как одна из категорий мышления. Если случаются переживания религиозных ощущений, то в них современный человек уже не подымается к тем высшим постижениям, которые издавна согревали и облагораживали че­ловеческую душу в её многовековом опыте веры. На наших глазах вполне определился поворот к открытой дехристианизации мира, к его роковому погружению в неведомые духовные сумерки.

Обобщая написанное, можно сказать, что среди простора соблазнов настоящей эпохи три волны, мутные и сокрушительные, воздвигаются навстречу движению христианского корабля.

Первая волна (касающаяся ума) – это те заблуждения человека, которые особенно искажают его понятия об иерархии духовных ценностей.

Вторая (касающаяся чувств): “древо познания” заслонило целиком “древо жизни”; упразднено представление о грехе, в безбожии объявлена условность морали, утвердилось превратное понимание личности, будто бы существующей самобытно, для себя, вне всякой связи с Богом.

Третья (касающаяся воли): культивируются порок и страсти, соответственно растут беззакония и страдания, но Господь, всем желающий спасения заботится о нас. Он не перестаёт пасти нас двумя жезлами: "И возьму Себе два жезла, и назову один - благоволением, а другой - узами, и ими буду пасти овец" (Зах.11.7). Господь пасет жезлом благоволения: дарует нам духовные и телесные блага жизни. Но когда мы отвращаемся от Промыслителя, тогда Бог попускает налагать на нас "узы" не только заключения в темницы, но и страдания. В исстрадавшейся человеческой душе вера оживает всегда сближением с Христовым образом, оттого так расположены к жизни в Боге все, испытавшие гонения, заключение, те кто добровольно оставил церковный корабль.

 

Стал задумываться – для чего живу?13

Как я прожил свою жизнь? Сидел большую её часть. Что сделал хорошего? Был мужем и отцом, но до конца этого не познал, стал дедом, но что это такое, не знаю. Всё в кривь да вкось. Стал задумываться – для чего живу? И почувствовал себя висящим над пропастью. Как этой пропасти избежать? Кто ответит?

елевидение демонстрирует разврат и разбой, сериалы учат жить, чтобы не работать, и любить, но за деньги. Даже мы, заключенные, понимаем, что не нужно все это нам, России. Жалко молодежь, которая волей-неволей впитывает в себя эту грязь...

Я в настоящий момент являюсь старостой часовни нашей колонии. Надеюсь и дальше получать номера "Десятины"". Мы все читаем ее. С уважением СЕРГЕЙ. г. Самара.

 

Для таковых заключённых остается, лишь преподать им познания о вере, чтобы они приняли полное участие в жизни Церкви. Эти познания, которые сообщают им действительное просвещение из источника пока им неведомого, должны быть облечены в простые и близкие для их кругозора формы и образы.

Новая европейская философия, эпоха "просвещения" и "компьютеризации" вполне определяют воспитательные начала для своего времени. Кроме этого в наше время ещё глубоко влияют педагогические теории ХХ-го века с его материализмом и учением об эволюции, когда под знанием понимается ознакомление с различными теориями -такими, как эволюция Дарвина или Марксова утопическая мифология; под верою в секуляризованном обществе понимается её суеверное, инославное или в лучшем случае протестантское, католическое понимание.

Нашим людям, а особенно молодому поколению идейно отделенному от поколения отцов, во многих случаях лишенному спасительного влияния домашнего очага, благодатных даров Церкви, насаждается культ свободы от заповедей Божиих. И лишь не многие удерживаются, сохраняются молитвами Церкви на островах благочестия, среди общего духовного вырождения, так губителен идейный всеобщий водоворот, в него втянута масса юного поколения. Центром внимания в государстве, школе, высшем заведении, а тем более в тюрьме является не душа человека, а окружающая среда. Уже в среде молодых людей, на свободе, мы слышим зэковскую терминологию, так называемую популярную “феню”. Наши тюрьмы и лагеря становятся училищами разврата и правонарушений. Каждый год с мест лишения свободы освобождаются приблизительно 200 тысяч людей. Растёт число преступлений, заключённых, абортов и других беззаконий. Решить эту проблему возможно только комплексными мероприятиями совместно - государству и Церкви. Эта работа и является мизерным вкладом в возрождении или хотя бы остановки нравственного разложения нашего народа.

В общеобразовательных учреждениях, в том числе и пенитенциарных, применяемая воспитательная система условной морали, то есть без опоры на Бога, претерпевает полный кризис. Практические последствия её - разложение в такой степени, что обнаруживается даже угроза будущему Российского общества. Однако всё возможно Богу, так как даже самый начинающий христианин в изолированных от мира колючей проволокой и высокими стенами зданиях, казалось бы, в неблагоприятном окружении, может стать носителем высокого авторитета - Самого Господа Иисуса Христа властителя неба и земли. Так же Господь для несения проповеди Евангелия избирает немудрых и немощных христиан, дабы никто не хвалился, как мы читаем Его слова: ”… ибо сила Моя совершается в немощи”(2Кор.12.9). Миссионерам же важно не унывать на выбранном поприще тюремного служения и помнить непреложные слова Спасителя: "…мужайтесь: ибо Я победил мир"(Ин.16.33).

Через привитие христианского мировоззрения решается и социальная идея она получает полное выражение при христианской основе воспитания, когда указан идеал: общая жизнь в любви, приближение каждого к Богу чрез любовь к ближним, полная общность интересов при единстве всех в Боге (2 Кор.12.18). Тогда и материальная помощь занимает своё должное место. Так, например, противоречия между эгоцентрической личностью, личной свободой и общественным интересом, совершенно устраняются христианским взглядом, который вносит иное значение в эти понятия. Педагог должен трудиться не над формированием личности, а над содержанием жизни личности, её качественной стороной (Мф.10. 39). Начало личности не из себя является, но когда в ней выражен образ Божий. Поэтому немаловажное значение имеет работа и со штатными тюремными психологами, так как они по долгу службы должны оценивать и корректировать поведение заключённых. Вспоминается один пример, когда на дружественной беседе в детской воспитательной колонии один из психологов был искренне удивлён тем, что студенты Духовных школ не изучают магию.

Только общество, преображенное в Церковь, полно выражает единение человечества. Только “тюрьма”, хотя бы стремящаяся к преображению действительно начнёт оправдывать своё название, как пенитенциарное учреждение. И только тогда отпадают неразрешимые философией положения в трудном вопросе о свободе: "познайте истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8.3). Эти христианские поправки упраздняют несоответствия и тупики мысли в больных вопросах современности и самые принципы личности, общественного долга и свободы, возводят до категории нравственных ценностей. Свидетельствует это и о том, что Евангелие всегда остается ключом миросозерцания и с ним должно быть тесно связано дело воспитания. Выдающиеся педагоги, как Ушинский К. Д., Рачинский С. А. и другие давно это понимали и проводили в жизнь.

Пробуждение религиозной вдумчивости в душах людей начинается с детского возраста. В возрасте 15-18 лет молодой человек уже пытается обосновать своё мировоззрение. В эту пору, у него пробуждается сознание общности с миром идеальных понятий, и обозначаются первые вехи еще не сложившегося миросозерцания. Это первые его отклики на Божий призыв, что является важной ступенью его внутреннего развития. Такой период следует использовать для ознакомления с Божественным Откровением, когда преподавание показывает правильное соотношение образа его жизни с Законами Бога, не как тирана, а как любящего, но строго Отца. Полная потеря приведённого стержня всего образования и соответствующее неправильное направление душевных сил подростка приводит его на скамью подсудимых.

Взрослые заключённые, принимающие веру Христову, хотя и имеют уже жизненный опыт, но в духовном развитии, во многом, подобны юношам. Поэтому христианин-миссионер в простых библейских повествованиях (особенно евангельских, а также из житий святых угодников Божьих и современных подвижников-христиан) должен стараться показать правильное решение важнейших проблем жизни. Через христианскую оценку всего окружающего, как заключённый, так и сотрудник пенитенциарной структуры становится способным видеть себя, наблюдать над своим "я", соотносить себя с евангельскими идеалами. Вслед за областью нравственной следует открывать желающим Образ Бога, т. е. знакомить его с догматической частью. Такой метод постепенного, последовательного преподавания особо приемлем в упомянутых заведениях. Эпикурейское настроение (в умаление духовного начала жизни) в секуляризованном обществе внушает человеку ироническое отрицание высшей внутренней жизни. Заключённые самостоятельно объясняют это отрицание неизбежной борьбою добра и зла, которая наблюдается на всем горизонте их жизни. Возрастая духовно, в безропотном перенесении скорбей и заключения - в человеке, стремящемся к спасению, уже будет действовать и сила благодати. Все это требует от христианина-миссионера наблюдательности и внимания, а его беседы или изложение материала должны быть снабжены учебным материалом с приведением живых, жизненных примеров.

 

 

 

 

СКАЧАТЬ  ДИССЕРТАЦИЮ  в формате RAR – (451 Kb)  

 

 

НА ГЛАВНУЮ

 

Сайт создан в системе uCoz