Избранные места из переписки

 

(или из истории одной тюремной общины )

 

Доброго здоровья вам дорогие о Господе сестра Вера и брат Александр и всем сотрудникам группы поддержки. Мира, любви благословения Вам от Господа и Спаса нашего Иисуса!

Простите мне ради Господа такую огромную почти в месяц задержку с ответом на Ваше письмо Александр Николаевич... Называю главные причины задержки: мои личные неорганизованность, безответственность, суетность, похотливость и лень. Простите мне.

Все это время держал в голове ответ Вам и росло желание помочь вам в столь благом начинании. Да-да. Заключённому поддержать группу поддержки заключенных. Молитвенная поддержка – это обязательно, но основное, в передаче опыта нашей общины для дальнейшего его распространения через вас в другие зоны, в выработке взаимодействия централизованного и целенаправленного по совместно составленному плану. Напыщенно и витиевато звучит, наверное. Простите.

С момента написания моего письма (30 октября 2004 г.) у нас произошли большие изменения. Основное то, что по УДО освободился наш староста брат Вадим... Сейчас при небольшой общине, со своим планом и работой остался один...

Огромным импульсом во всей нашей жизни и работе является доверие и содействие администрации. Слава Богу. О всём Его, в первую очередь, надо молить неотступно и непрестанно...

С 11 часов у нас работа по благоукрашению храма: рамочки, полочки, утварь, утепление, производство свечей (методом макания). Пока работаем, звучат передачи радиостанции „Радонеж, духовные песнопения и богослужебные аудиозаписи, всего более 250 а/кассет. Из Питера присылает записи раб Божий Александр... Даст Бог и живы будем, наладим перезапись аудио- и видеокассет для других зон, на пожертвования оснастим их б/у аппаратурой.

Да, не отметил, что вся материальная  помощь приходит к нам после обращения к жертвователям о духовной и материальной помощи осужденным, по благословению Преосвященнейшего Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского через газету „Эском“ – „Вера“ и журнал „Русский Дом“. В результате завязались и поддерживаются отношения со 120 адресатами – приходы, монастыри, братства, издательства, студии и православные христиане.

Потихоньку в храме по часу кто-то читает по очереди Псалтырь.

Православная библиотека более тысячи книг собрана. Летом большой огород при храме, теплица (16 видов культур), большая клумба (5 видов цветов) выращиваем.

По зоне ежедневно, регулярно ведется трансляция православных радио- и телепередач из нашей фоно- и видеотеки, по кабельному телевидению и радиосети, по баракам.

По благословению правящего архиерея для нашей зоны впервые, как я писал, открыто заочное отделение Свято-Стефановской Воскресной школы при Епархиальном управлении.

Форма обучения:

1) письменно отвечаем на присланные вопросы и все вместе отсылаем до сессии;

2, 5, 3) По списку присланных тем, самостоятельно по имеющемуся в наличии материалу – слава Богу его в достатке – готовимся к устному экзамену, готовимся к устному зачёту;

4) читаем присланные в одном экземпляре лекции и по прилагаемым вопросам готовимся к зачету. Пишем сочинения и все вместе отсылаем;

6) письменно отвечаем на вопросы по присланным лекциям и отсылаем, зачет по всем вопросам;

7, 8) семинары.

На деле учёба в ВШ ещё не утешительней чем думалось – хотелось. ВШ надо заниматься постоянно и непосредственно. Фактически всей этой работой, и ВШ в том числе, приходится заниматься самому и на всё не хватает ни времени, ни сил. Очень большая загрузка разносторонняя, особенно после освобождения старосты... Помолитесь, чтоб дал Господь единомышленника и сотрудника на ниве Божией.

Главное и основное – 1-й, 2-й и 4-й понедельник батюшка служит у нас в храме Литургию. Только благодаря ей и Таинствам всё здесь живет и тихо-тихо движется, утешили Святые отцы своим изречением. Любое богоугодное дело совершается медленно и с трудом. А то лукавый одолевал поспешностью и т. п.

Делюсь с Вами всем, не спросив надо ли это Вам и можно ли, простите.

... 

Как-то сложатся наши отношения и взаимодействия Бог весть, но сразу скажу, что нас „зеков“, душ наших, ваша помощь, попечение о нас – жизненноважно. В своё время нас учили в военном училище, что врага надо учиться побеждать на его территории. Отношу эти слова и к нам и считаю, что здесь и сейчас надо создавать все условия для просвещения, очищения и духовного роста душ человеческих, а не тогда, когда будут на свободе (где) всё время и сила направлены на добывание куска хлеба, удовлетворения других насущных потребностей. Должна быть создана церковная атмосфера как альтернатива арестантской романтике, чтоб устав от последней, мог погрузиться полностью в первую. Иначе человек обречен: „с волками жить – по волчьи выть“.

Долготерпения и милосердия Вам очень желаю. Без них, по себе сужу, вся работа в зоне обречена на крах. Над собой очень много работать надо, прежде всего.

Опять удаляюсь в сокровенное, простите.

Бог в помощь Вам и всех благ от Него. Помолитесь о нас.

 

31 января/ 13 февраля 2005 г. по Р. Хр.

Собор новомучеников и исповедников Российских

 

С низким поклоном, искренними пожеланиями и надеждой, осужд. и раб Божий Константин.

 

 

*  *   *

 

Господи, благослови!

 

Доброго здоровья вам дорогие о Господе сестра Вера и брат Александр и всем сотрудникам группы поддержки заключенных при Православном Центре „Живоносный Источник“. Мира, любви благословения Вам от Господа и Спаса нашего Иисуса!

Слава Богу, что Вы, не дождавшись ответа от меня на Ваше письмо от 23 апреля, вновь дали о себе знать. Как и почему Вы не получили мой большой ответ и поздравление с Пасхой, не суть важно. Значит, на то была святая воля Божия, как и на то, чтоб наша взаимоскрепляющая связь не прервалась. Вижу в этом знак благоволения Господнего, а в той ситуации, что я и мои единомышленники и братья во Христе оказались, этот знак о-ой как утешителен. Слава Богу.

Начну с самой ситуации в общине, которой фактически не осталось, а далее по сути Вашего письма.

По роду своей деятельности Вам должно быть хорошо известно, что мы, зеки-неофиты, находимся в области преступного мира со своей античеловеческой, богопротивной и даже богоборческой идеологией и построенными на ней правилами, так называемыми понятиями. Наш батюшка сразу их назвал сектой блатных, а об их понятиях, воровских традициях, ведущих в ад, высказался словами апостола, (выразив) категоричное отношение: „Негодных же и бабьих басен отвращайся“ (1 Тим. 4, 7). Для меня это прозвучало как выход давно мучавшей ситуации и призыв к действию.

Дело в том, что согласно существующей в зонах иерархии, "отверженный", стоящий на самой низшей, презираемой ступени, не может причащаться с "мужиками" и "блатными", т. е. с остальной частью осужденных. На лицо вопиющее лицемерие и проявляется оно во всей жизни, чем грубо попирается Истина, „ибо нет лицеприятия у Бога“ (Рим. 2, 11). При предшественнике иеромонаха Антония, представителе белого духовенства, который пытался как-то совмещать две противоположности при совершении треб и Таинств, чем укоренил у братии ложное представление о допустимости в Доме Божием "понятий", направленных на разделение верующих, когда мы стремимся к единству, целостности. Парадокс. Нонсенс.

Моя целенаправленность на создание в зоне Православного братства заключенных (ПБЗ) была хорошо известна "секте блатных". Для них ПБЗ представляет реальную противостоящую им силу из числа тех зеков, что вчера были под их авторитетом и руководством, то есть, резкое ослабление сферы влияния. Не знаю, осознавали ли они это в полной мере или нет, но лукавый через них стремился всеми силами не допустить воплотиться силе Божией в образе ПБЗ в его владениях. Для этого надо было низложить меня, как и. о. старосты общины до срока утверждения – 2 мая. Господь попустил этому произойти, о чем ясно свидетельствует время, когда меня после недолгих  и наигранных разборок объявили на положении отверженного – Великий Пяток. Основанием нашли эпизод, что когда-то за руку попрощался с освобождающимся отверженным. Смотрящий зоны назначает своего, по понятиям верующего осужденного. Все единодушно после этого голосуют за него, а батюшка, не зная всей предыстории, утверждает его, точнее, благословляет. Узнав, за маловерие и малодушие, отлучает всех от Причастия на месяц. Было это в мае. Тогда же, минуя мои руки, братия с понятиями отдали в руки батюшки ваш, пришедший в большом конверте пространный ответ, с прибавлением: „Смотрите, чем он без нас занимается“. Представили другие (в искаженном свете) факты, в том числе несуществующие. В результате батюшка наложил на меня епитимью, отстранил от ведения служб и на все время их до престольного праздника (1 августа) стоять в притворе с молитвой мытаря. Как не увещевал братию, как не воодушевлял примерами из житий святых, как не благословлял потерпеть „нынешние временные страдания, которые нечего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас“ (Рим. 8, 18), – все труды батюшки пока не дали желаемого результата. Пока новым старостой от всех дел общины отстранён: „В твоей помощи не нуждаемся“. Могу только приходить в храм помолиться по епитимьи и писать только от себя лично.

Но есть и другая часть братии, готовая со мной идти, претерпеть до конца в исповедовании Христа. От их имени обратился с просьбой к батюшке жить верующим вместе, так как наш большой минус в том, что мы разобщены по баракам. Батюшка благословил писать двух видов прошения на имя начальника учреждения – общее и от каждого с одной просьбой на совместное проживание. Пять человек подписалось лишь. Остальные ждут, что скажет батюшка, а не я. Третья часть ведет работу – и это начинание свести на нет.

Раскол у нас. Простите нас. Раскол у нас растет и ширится. По самому сердцу прошел он. Больно и невообразимо как такое могло произойти в Церкви, где должна царить любовь одна. Как мы слабы и немощны. Попустил Господь и показал нам все это – кто мы на самом деле. Так долго тянется раскол. Поначалу, по малодушию просил у батюшки благословение писать по поправкам к УК и на освобождение, когда это крест мой. „И кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня“ (Мф. 10, 38). Очень много страстей кипит в душе, и как с таким грязным багажом начинать такой трудный путь. Прости, Господи. Да будет Твоя святая воля...

Вновь на память пришло последнее начинание – крестный ход в зоне. Началось оно с высказывания нашего владыки, что крестный ход имеет бесоотгонительную силу. Для нашей зоны оно представляется одним из самых эффективных средств борьбы с духами злобы поднебесной после Литургии, конечно, которая привлекает благодать на округу. Не сразу батюшка решился на крестный ход, а чуть позже благословил все необходимое собирать. Долго списывался и, наконец, слава Богу, пожертвовали нам замечательные „софринские“ хоругви, как раз накануне Пасхи. Что, думается мне, вызвало действия противостоящей силы. Дай Бог, теперь на престольный праздник совершить первый в истории нашего УИН, а может и более, – крестный ход в зоне. Или на четырехлетие освящения храма 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи. Дай то Бог! Простите, отвлекся немного и через чур разболтался. Просто не с кем оказалось по душам поговорить: большую часть отпугивает мое нынешнее положение "отверженного". Другая часть, та, что по понятиям, очень отрицательно настроена ко мне, а тех последних, что разделяют со мной взгляды, заражают своим настроением. Остались еще те, кто вообще к вере равнодушны, и более потому не нахожу с ними общей темы, а жаль. Но Господь не оставляет без утешения и поддержки, для чего Вы даны нам. Слава Богу, что могу выговориться с Вами в надежде найти понимание и поддержку...

Не сказал, что батюшка предупредил о крайней мере прещения для тех, кто не отвратится от бесовских понятий – отлучение от церкви и своём личном проклятии. Боже упаси. Они ослеплены злобой на меня, и заняты разбором моих грехов, забывая, что им угрожает. Лукавый подсунул их (им) тысячи отговорок и оправданий, так и утекает драгоценное время, „а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Церковь вижу в лице нашего батюшки...

Простите за всё нас. Помолитесь.

Всех благ Вам мирных и премирных преискренне желаю. Да благословит Вас Господь Бог.

 

27 июня / 10 июля 2005 г. по Р. Хр.

Неделя 3-я по Пятидесятнице

 

С низким поклоном, с надеждой и упованием на милость Божию, Константин.

 

*   *   *

Господи, благослови!

 

Доброго здоровья вам дорогие о Господе сестра Вера и брат Александр и всем сотрудникам группы поддержки заключенных при Православном Центре „Живоносный Источник“. Мира, любви благословения Вам от Господа и Спаса нашего Иисуса!

Милостью Божией получил от Вас 16.01.06. долгожданную утешительную и обнадёживающую весточку. Слава Богу!

Простите, что затягиваю с ответом, хотя очень спешу. Пока дал прочитать его всем братьям близким по духу, прошла неделя. Всё это время готовлю в голове ответ с учётом мнения всех небезразличных братий. Честно говоря, как свет в конце туннеля ваше письмо. Какое счастье найти сочувствующего единомышленника. Как за соломинку хватаемся за ваши слова: „постараюсь не остаться в стороне от этой проблемы...“.

Сразу укажу Вам на брата единомысленника. Чудесным Промыслом Божиим вместе с Вашим письмом получил и от него. У Вас, как я понял, есть выход в Интернет, значит, наверное, сможете прочитать его письмо, опубликованное в № 45 (417) от 12 ноября 2005 г. в газете „Свет православия“ г. Лысково Нижегородской обл. Рубрика „Письма осуждённых“ под названием „Епархия сатаны“. Он тоже высказывается, что „без деятельного взаимодействия Церкви с ветвями законодательной и исполнительной власти с этой тоталитарной тюремной сектой бороться трудно“.

К тому указал Вам на брата Владимира, что у Вас, как пишите, „мало фактов и вообще нет ясного понимания, что же на самом деле происходит“: предоставить факты и внести ясность – цель этого письма. Попутно оговорю, зачем стремлюсь достигнуть эту цель – чтобы вы, собрав максимально возможный объём информации, по данной проблеме, предоставили его в Синодальный отдел МП по взаимодействию с правоохранительными учреждениями...

Повсеместно эта проблема решается очень просто: нет „обиженных“ – нет проблемы. То есть, создаются такие невыносимые условия, что они сами уходят из общины или из храма. Если это не помогает, то прямо выговаривают „лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб“ (Ин. 11, 50). Сам был свидетелем таких сцен, молчал и с горечью видел, как жертвовали „обиженные“ собой и уходили из общества "верующих" зеков. Всё это испытал теперь на себе, оказавшись на месте „обиженных“. Знал, что ждёт, поэтому решил стоять до конца и без благословения шага не делать. Решить одно, а исполнить оказалось значительно сложней. Это было самым тяжёлым испытанием – быть оскорбляемым и гонимым от дорогих и близких. Каюсь, что иногда не выдерживал. Но не о том речь.

О невыносимых условиях. Из библиотеки храма (домик при храме, где и аудиотека, библиотека) просто вытолкали в шею. В храме „обиженный“ не имеет права приложиться к образам на аналое или кресту, брать свечи самостоятельно, пить святую воду из общей посуды, в моем случае, запрещают даже читать молитвы вслух для всех на клиросе, сам смотрящий приходил, попинал и запретил ходить в храм. „Он для мужиков“. „Нет, – говорю, – вот здесь у вас ничего не выйдет, хоть на кусочки режьте“.

Нельзя даже общим помазком мазать „обиженного“ освящённым елеем. Мазали меня спичкой разовой и в следующий раз брали новую. Вам, конечно, будет дико читать об этом, но факты упрямая вещь. Когда отказался от такого отделения без благословения настоятеля, то извергнули и объяснили, что по гордости своей отказался. Когда узнал он обо всём самочинии по понятиям в храме, то назвал их мерзостью пред богом и неоднократно высказывал намерение закрыть храм, т. к. как настоятеля его не слушают, творят своё в его отсутствие, а он не может контролировать и повлиять: „Буду приезжать и открывать для треб... но жалко вас...“.

Соблюдение всех этих бесовских правил, блатные требовали от старосты и подчиняли через страх самого загнать в „обиженные“. Страх этот рождал в старосте ненависть и злобу ко мне. Разжигал он их в других братьях. Осталось их двое, которые тайно, украдкой без свидетелей в храме относились ко мне на равных, которые терпели всё и твёрдо стояли на прежних отношениях. Остальные разбежались. В такой атмосфере от православной веры остался тлеющий уголёк и тот благодаря усердным молитвам батюшки. Слава Богу, открывался, как прежде, храм три раза в день для молитвы, но какая там была молитва, когда сердце молящихся сковано страхом и болью. Так, разве что одними устами, без ума и сердца.

Заметили, что пишу об этом в прошедшем времени? Начинал в настоящем, а теперь это уже в прошлом. Слав Богу и Его всеблагому Промыслу. Он действует, а от нас требуется терпение и смирение. Как их всегда недостаёт...

Буквально вчера приезжал батюшка, служили Литургию. Исповедь, Причастие, Великое водосвятие (4 часа) и как год назад за чаепитием общались по всем вопросам с батюшкой (3 часа).

Накануне брат Андрей – староста отказался от всех или почти всех понятий – всё и сразу не под силу пока – и наладились отношения между собой. Зато начались нападки от "сектантов". О таких долгожданных переменах внутри и осложнившихся внешних, рассказал по телефону батюшке (как он обрадовался!), который экстренно на следующий день со спасительными Таинствами приехал к нам. Слава Богу за всё!

Без ответных шагов дело не обойдется. Нам остается в единстве „облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских“ (Еф. 6, 11). Господь с нами и в нас...

Сейчас все в напряжённом ожидании застыли после того, как староста снял с меня, как с „обиженного“ все ограничения. Всем объявляет, что вода с Великого водоосвящения освящалась крестом, который целовал „обиженный“. Почти все боятся брать, кое-кто берёт и ждут реакцию блатных. Что им Господь попустит, нам на благо, посмотрим, и всё ради Него потерпим...

Наверное, всё пока. Степень важности вопросов, как личного характера, так и общего, Вы, думаю, себе представляете достаточно ясно, поэтому хочу попросить Вас по получении этого письма сразу сообщить о том, прежде чем заниматься по сути его.

Простите нас маловеров и малодушных, помяните в молитвах.

Благодарю за стихотворение Александра Солодовникова, „Тюрьма“. Можно ли про него что прочитать?

С сердечной благодарностью и пожеланием милости Божией, покровительства Царицы Небесной, с низким поклоном,  раб Божий Константин.

 

16 /29 января  2006 г. по Р. Хр.

Поклонение честным веригам ап. Петра

 

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!

 

 

*   *   *

Доброго здоровья Вам Дорогие о Господе, брат Александр, сестры Вера.

Слава Богу и сердечно благодарю за Ваш долгожданный, утешительный и обнадёживающий ответ от 19 февраля, который получил 2 марта.

Ждал батюшку, чтобы показать ему Ваше письмо, узнать его мнение о содержании совета, но ожидаемый приезд не состоялся. Договорились по телефону о следующем. Когда – неизвестно пока. А время идёт и медлить с ответом уже нельзя.

Должен заметить, что проблема „отверженных“ в православных общинах в заключении не ограничивается только причастием и касается не только "отверженных". Они только орудие, через которое искажаются, уродуются нормальные человеческие отношения среди всех осуждённых. Годами это отношение вживляется насильственно в их сознание и потом, как зараза, выносится на свободу для распространения. Не говорю за отношение к ним верующий части, понятно, что оно особо болезненно и остро. Поэтому через них и надо решать проблему для всех. Она очень глубокая и требует серьёзного и длительного лечения. Говорю это с ясным представлением и чувством, так как знаю её на своём опыте изнутри. Поэтому положительное решение для меня – в том числе,  жизненно важно. Высказывались ли пути решения проблемы? И что уже, может быть, сделано?

О ситуации на сегодняшний день в общине и зоне к отверженным и к церкви, скажу, что она до сих пор неопределённа, так как просьбы батюшки к администрации организовать встречу с осужденными зоны, не удовлетворяются. Поэтому так и не прозвучало для всех однозначное и категоричное мнение Церкви. От этого всё расплывается и толкуется до крайностей. В большей  части тон задаёт "вор" который называет себя верующим и иногда заходит в храм демонстративно – отдельно от всех во время общей молитвы – помолиться. Но и его мнение со временем меняется в положительную сторону. Как далеко и долго – вопрос. Хочет исповедаться. Тогда-то, надеюсь, и произойдёт коренной перелом. Дай то Бог. Надеюсь, что через Ваше письмо, где звучит мнение одного из батюшек, что священник должен беседовать с "авторитетами" и убедить их в том, что Церковь особая зона, в которой их понятия не могут быть применимы в принципе, утвердится о. Антоний  в решимости и поговорит, наконец, с нашими "авторитетами". Неоднократно просил его, приглашали их для разговора, но что-то всякий раз мешало. Батюшка готов, но не доводит до конца намерение сам. Видно молится и ждёт что Господь споспешествует Своим Промыслом. Только так своим умишком объясняю.   

У нас внутри общины другая проблема. Если Вы внимательно прочтёте анкету Фарахова, нашего старосты-сторожа, то заметите: „У нас общины нет, у нас приход. Это его политика. Брат по заблуждению, нежеланию или упорству всеми силами старается не допустить образования общины. То, что было до него, он развалил и единолично пользуется всем. В общем, это тема предстоящего моего разговора с батюшкой: „Что у нас: община или приход?“ Вас хочу в этой связи попросить прислать материал об общинах – приходах других зон для примера и образца и его вразумления. Фактически нас осталось 4 человека кто регулярно ходит в храм...

Есть проблемы и есть над чем работать. Будем трудиться с Божией помощью и милостью. Спаси, Боже.

Посылаю статью „Епархия сатаны“. Сделайте, пожалуйста, её распечатку для меня, или ксерокопию, или отошлите обратно.

Простите за долгую задержку с ответом по немощи.

Простите нас и помяните. Милости Божией и помощи Его во всех благих делах.

 

6/19 марта 2006 г. по Р. Хр.

Святителя Григория Паламы

 

С низким поклоном и благодарностью р. Б. Константин

 

 

<<< Назад

Сайт создан в системе uCoz