Введение

 

Работа с режимными учреждениями ГУИН (главное управление исполнения наказаний) отличается своей особой спецификой и является одним из самых сложных направлений в миссионерском служении Православной Церкви. Для успеш­ной многолетней работы одного состава людей в режимном учреждении необходимо учитывать специфические особенности данного направления служения.

 Желательно не менять часто людей, занимающихся слу­жением, так как контингент привыкает, "испытывает" человека, и нарушать установленный контакт, значит обрекать себя на необходимость заново строить доверительные отношения. Священнослужитель, изучая свою тюремную паству, знает и ее особенности: кому он наложил епитимию, кому нельзя подходить ко Причастию, кому нельзя на Исповеди на глазах у других осужденных прикладываться ко кресту и Евангелию. Кроме того, у каждого верующего свои особенности характера и такие тонкости нужно знать – вы будете общаться не с простыми прихожа­нами. Для налаживания работы следует поставить некоторые основные вопросы и ответить на них.

В России сотни тюрем и они поставляют ежедневно лю­дей, побывавших „по ту сторону забора“. Если преступление не серийное, не хорошо спланированное, а на бытовой почве (для некоторых преступлений сложились даже свои определения, например, „кухонные бойцы“ – это те, кто попал в тюрьму, совершив преступление в быту), то человек, попавший в места лишения свободы (МЛС), вовсе не закоренелый преступник, а такой же, как мы с вами, обыватель, только нарушивший закон. Может быть, он сделал это в нетрезвом состоянии (таких преступников большинство), или в состоянии аффекта, потеряв на какое-то время контроль над собой. Такие люди, пройдя лагерную школу, зная уже, что такое тюрьма, легко идут на преступление снова и снова, как говорится: в тюрьму тяжело садиться только первый раз… Таким людям чаще других нужна духовная поддержка, еще она нужна молодым ребятам из неблагополучной социальной среды, они, чтобы выжить, промышляли мелкими кражами и никогда не видели тепла и сочувствия.

Получается замкнутый круг: с одной стороны тюрьма мало кого лечит, а в основном калечит, с другой – не спросить за преступление, значит настроить на безнаказанность. Вот почему присутствие Церкви так необходимо в колониях, кто еще сможет поддержать в человеке человеческое против звериного, и даже научить правильно жить духовной жизнью. Каждый день армия прошедших лагеря, озлобленных, потеряв­ших родственные и социальные связи людей растет, и они наполняют наши улицы, брошенные государством и отвержен­ные обществом.

Наверно, каждому, кто занимается служением в МЛС, хотелось бы (это естественно), чтобы у него были прихожане такие, каких он себе нарисовал. Как в Евангельской притче, основная часть прихожан люди, не слишком авторитетные в колонии, хотя при правильном подходе к работе будут и другие. В основном – это все те же жаждущие и страждущие, нищие и прокаженные. В городе каждый живет своей жизнью, и никому нет дела, кто рядом с ним стоит на службе, какой у него социальный статус. Здесь все друг друга знают, живут в одном или соседнем бараке и, представьте себе, – что часто случается, – унижающий и унижаемый встанут рядом. Им придется по-настоящему, а не лицемерно ломать свою гордыню, а значит и привычный уклад жизни, только тогда собравшихся в храме можно будет назвать общиной.

 

 

<<<  к  оглавлению

Сайт создан в системе uCoz