ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (вопрос 1)

Вопрос 1: Я слышу здесь от заключённых, которые ходят в храм, что радио – нельзя, телепередачи – нельзя и многого другого – нельзя. Не хочется, чтобы по разговорам складывалось нехорошее представление о христианской обычной повседневной жизни. О жизни простого христианина. Может Вы напишите, как и что? Что можно и что нельзя?

На вопрос отвечает свящ. Александр Лаврин

Дорогой, N! Я вполне разделяю Ваше недоумение. Конечно же, христианство не состоит из набора самовычитаний: нельзя то; минус это. Спору нет, когда в человеке просыпается духовная жизнь, он постепенно начинает отказываться от того, что мешает развитию этой жизни. Но отказ от чего-то – всегда только следствие и средство, а не цель. Цель – обретение личных отношений с Богом. В церковной жизни это – главное.
Духовная жизнь и начинается с того, что мы обращаемся к Богу как к Личности. И в жизни так же, знакомство начинается с обращения, узнавания имени. Затем отношения развиваются и могут стать по-настоящему дружескими.
Человек, искавший Бога, узнаёт, что имя Ему – Спаситель. Поэтому искреннее обращение к Нему всегда будет связано с надеждой, покаянием и благодарностью.
С надеждой, потому что Бог ещё не обретён как Друг, человек вначале только присматривается и надеется увидеть Его таковым, и ещё, потому что у нас всегда есть многое, что хотелось бы исправить.
С покаянием, потому что при простодушном и непосредственном к Нему обращении, человек ясно начинает видеть своё недостоинство, которое его с Богом разделяет.
Благодарностью, потому что ясно сознаёт, что, несмотря ни на что, Господь его, такого, всё равно, принимает.
Вот это всё и составляет основу веры, как живых личных отношений с Богом. И дальнейшая духовная жизнь состоит в том, чтобы отношения эти росли. И здесь тоже, – как в реальной жизни отношения развиваются, когда люди постепенно всё больше узнают друг друга, – так и в духовной. Разница только в том, что Бог-то нас изначально знает совершенно, мы же постепенно, через непосредственное общение с Ним, опытно узнаем, как мы Ему дороги.
А от того, что противоречит этому общению, мешает, мы и стараемся отойти, отказаться. Но это процесс органичный и постепенный. И, боюсь, у Вас сейчас духовные проблемы, как и у большинства христиан, не на уровне радио и телевизора. О, если бы только это и оставалось бы нам исправить!
Начинать надо не с ограничений средств массовой информации, а с отношений с людьми. Ибо: „Кто говорит, что любит Бога, а ближнего ненавидит, тот лжец“, – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов. Критерий отношения к Богу всегда, прежде всего, отношение к данному конкретному человеку.
Вот и в повседневной жизни мы стараемся не потерять внутри себя Бога (общения с Ним) и потерпеть человека, как близкого, так и встречного поперечного.
Хотя, на этом пути, само собой, придётся сразу отказаться от ряда грубых грехов: убийства, воровства, блуда, пьянства. Потому что, если жизнь с ними является принципиальной позицией, вообще, никаких настоящих отношений ни с Богом, ни с людьми не построишь.
Что же касается повседневной жизни христиан, то у каждого христианина, или христианской семьи она разная. И строится не на уровне можно/нельзя, разрешено/запрещено, предписано/не предписано, а на совести. А так как совесть можно приручить, или вовсе потерять, то христиане стараются сверить её с евангельской жизнью. И не только с заповедями, хотя Христос Сам говорил: „Кто любит Меня, исполнит заповеди Мои: кто исполняет заповеди Мои пребудет в любви Моей“, но вся жизнь Христова нас учит. Поэтому-то Евангелие и должно читаться нами постоянно. Мы по нему жизнь строить и призваны.
А так, ведь каждый новый день нас постоянно, с утра до вечера, ставит перед выбором: жить для себя за счет другого, или увидеть в другом человека, который ждёт от нас милости и снисхождения, как хотели бы мы все от Бога и внутренне желаем от любого человека.


Ответ на следующий вопрос

Переписка с заключёнными (начало)

На главную

Сайт создан в системе uCoz