Бобкова Софья Григорьевна

Группа духовной поддержки православных общин в заключении Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

 

Переписка с заключенными

 

Этот доклад, который я делаю от лица группы, посвящен теме письменного общения с заключёнными, уверовавшими во Христа. Я хочу показать, насколько эффективна эта форма катехизации на примере работы нашей группы, и призвать всех, кто почувствует желание участвовать в этом необходимом деле. Мы, предлагаем воспользоваться нашим опытом для организации этого служения в своих приходах и братствах, мы готовы предоставить все имеющиеся у нас материалы, помочь консультацией, а так же принять чей-либо опыт и замечания к нам. Мы предлагаем объединить усилия в этом благом деле. Тут хочется привести слова отца Глеба Каледы: „…преступникам, отвергнутым обществом, нужна любовь. Они, как малые дети, бывают чувствительными к ней…“, „…наши современные тюрьмы и исправительно-трудовые колонии – это огромные приходы, нуждающиеся в Слове Божием и духовном окормлении, может быть больше, чем обычные приходы в миру…“.

Наша задача не пастырская, но задача отчасти миссионерская и в основном катехизаторская. Я коротко расскажу о нашей группе. Возникла она не сразу. На письма, которые приходили в институт стали отвечать, сначала, разные люди, как студенты института, так и со стороны. Они менялись, одни исчезали, бросая переписку, другие появлялись. За последние 4-е года появился небольшой костяк из выпускников миссионерско-катехизаторского факультета, который не уходил. Нас было не много, и в результате некоторым пришлось брать для переписки до 20-ти человек, так как есть письма, на которые не ответить, просто невозможно. Например, пишут так: „… Уже год, как в жизни моей появилось то, ради чего стоит жить, стоит переносить лишения, а если нужно, то и умереть…“, „…А, однажды, проснувшись после ночи, я ощутил непреодолимую тягу к знаниям. Куда там голоду физическому до голода душевного…“. Пишут и так: „…по возможности, помогите мне, Библии у меня своей нет, а без нее я просто задыхаюсь…“. Много писем, по сути означающих сигнал „SOS“! И письма все копились и копились, а отвечать было некому. Наконец, Господь призрел на нас и осенью 2001 года, у нас появился руководитель и организатор, группа стала централизованной, дело наше упорядочилось, появились благотворители, появилось свое помещение. И очень важно то, что мы смогли собираться, соборно решать проблемные вопросы, обмениваться опытом. Постепенно, идет обобщение опыта переписки для того, чтобы передать его тем, кто захочет за это взяться. Сейчас в нашей группе 37 человек – они ведут переписку со 120-ю заключенными. Мы выявили, что у нас письма, поступающие с чисто материальными просьбами, составляют 30%. Остальные 70% содержат в разной степени просьбы духовного содержания. Из них – 10 % общины, которые просят литературу, свечи и др., 10 % - просят обучение основам веры, и 50 % - просят письменного общения с братьями или сестрами христианами и духовную литературу. По данным Троице-Сергиевой Лавры к ним поступают письма более 90 % содержащие чисто материальную просьбу, почти также обстоит дело и в приходах. К сожалению, мы не в состоянии обеспечить всех, кто просит, материально, поэтому по мере возможности делаем это только для тех, кто ведет с нами переписку на духовной основе. Благодаря этому к нам стали обращаться преимущественно за духовной нуждой. Для удобства мы составили несколько стандартных ответов на разные случаи похожих просьб, кроме индивидуальной переписки, на ней я и остановлюсь более подробно.

Исходя из опыта такой переписки на протяжении нескольких лет, и рекомендаций духовных лиц, мы составили памятку для начинающих переписываться с заключенными. В ней содержаться различные рекомендации, предостерегающие человека, взявшегося за переписку, от возможных ошибок и следующих за ними неприятностей. Дается, например, совет быть максимально терпимым и доброжелательным, но в то же время соблюдать некоторую дистанцию и не делать переписку слишком личной. Писать о вере, о духовной жизни, но ни в коем случае не брать на себя роль „духовника“, чаще ссылаться на труды святых отцов, традицию Церкви, объяснять некоторые технические нюансы в отправке писем и бандеролей. Индивидуальная переписка важна и ценна тем, что тут вера, ее тепло и свет передается непосредственно от сердца к сердцу, как бы переливается по капелькам, а потом растет через молитву, Таинства, Слово Божие. Большое значение имеет отправка в места заключения духовной литературы. Вот как, например, пишут об этом членам нашей группы те, кто начинает путь к Богу: „Все книги получил. Огромное спасибо Вам. Опять столько нового для себя открыл и ответы на некоторые вопросы получил… я благодарю Бога за то, что Он мне послал Вас, а точнее всем нам. Ведь столько народа из этих мест, общаясь с Вами, открыли для себя совершенно другой, наипрекраснейший мир…“ Соколов С. 1999 г.

„Мое общение с Вами приносит мне огромную пользу. И оно оказало на меня сильное благодатное действие. Я впервые в жизни пришел к батюшке на исповедь, исповедался и причастился. На душе как-то легче стало. Спасибо Вам за это, так как я осознал необходимость исповедания и причастия благодаря общению с вами и книгами, которые Вы мне выслали…“. Суетнов И. 2000 г.

После этого обычно начинается настоящая борьба со страстями, т. е. люди вступают на путь очищения души, на путь, ведущий к Богу. Люди делятся трудностями духовной борьбы, и поддержка им в этом очень нужна. „…Думаю, насколько я далек от духовной жизни, хоть вроде я и читаю, и постоянно думаю о Божественном, а все иду на поводу у страстей…“. Булавский Д. 2000 г.

„…Проблема с этим гневом, ох как же стараюсь и молюсь, помогает, но очень сильно им поражен, даже самому страшно…“. Жирнов Д. 1998 г. О тяжести исправления пишут все, кто вступил на этот путь. Бывает важно в этот момент поддержать начинающего, ободрить словом, выслать нужную литературу. Бывает так, что проходит время и не узнать человека. У нас есть примеры такого преображения.

В течение трех лет переписки заключенный (убийство трех человек, срок – 25 лет), который сначала был явно под протестантским влиянием, начал постепенно сознательно исповедоваться, причащаться, стал старостой православной общины и теперь строит на территории колонии храм, в котором отныне всегда будут о нем молиться как о „строителе и благоукрасителе“.

Не всегда, конечно, духовный рост идет прямо по нарастающей, но перемены все равно обычно отчетливо видны при длительной переписке и это особенно радостно видеть. Люди пишут, что исчезает уныние, бросают по молитве к Богу курить, радуются духовным познаниям.

Вот пример из письма: „… Продолжаю читать чудесную книгу Св. Силуана Афонского. Книга потрясающая, из раза в раз открываю для себя что-то новое. Когда читаю, то радуюсь жизни. Как Господь велик! Счастье-то какое, дал Он мне это увидеть, мне негодному…“.С. Соколов 2000 г.

Это после двух лет переписки.

Это не единственные примеры, их много уже в нашей практике.

Такая эффективность объясняется тем, что мы общаемся с человеком в течение длительного срока (годами), ведем постепенную катехизацию, причем индивидуально. При переписке человек ощущает, что в его судьбе мы принимаем участие, что он нам не безразличен и боле того, мы по-христиански его любим и желаем спасения его души. Для многих это вообще новое, неведомое чувство и новые отношения. Таким образом частично компенсируется недостаток церковного окормления и отсутствие христианского общения, которое имеется на свободе. Конечно, остается еще тема жизни заключенного после выхода на свободу. Один из них сам пишет о проблеме становления человека на верный путь после тюрьмы. Он говорит, что решение этого вопроса нужно искать в способе окормления колоний: „…там нужно создать общины с живым общением с христианами, живущими на свободе. Необходимо встречать освобождающегося и помогать ему на первых порах. Человек должен чувствовать, что обрел семью. С этой точки зрения я и рассматриваю нашу переписку – с точки зрения вхождения в семью…“ пишет он. Ясно, что в полноте это невыполнимо, но частично что-то можно сделать. Например, создать фонд первой помощи освобождающимся для обеспечения одеждой и некоторой суммой денег. Об этом мы как раз думаем уже. Кроме того, есть замысел договориться с приходскими священниками о том, чтобы принять бывшего заключенного в церковное окормление, чтобы батюшка заранее знал, что придет конкретный человек, которому, по возможности, нужно помочь с воцерковлением.

Из моей практики переписки с 1998 г. – двое живут церковной жизнью, один частично, но он переживает свои падения.

Конечно, есть и трудные подопечные, есть поверхностно верующие, если можно так сказать, встречаются и душевно больные, но сколько из них писали нам одну простую фразу: „спасибо за то, что Вы есть“.

Итак, мы свидетельствуем о том, что способ индивидуальной переписки с заключенными имеет большее значение в деле их спасения, и становления на верный путь.

Приведу еще такие слова заключенного: „…Ваша милость и письма очень сильную имеют помощь, как с материальной стороны, так и с духовной. Как сказал один Оптинский старец, что хлеб и милость даже разбойника смиряет. Я это ощутил не только на себе, но вижу на примерах других заключенных. Те люди, которые ведут переписку с другими братьями христианами, меняют свой образ жизни уже здесь, глубже изучают Писание, чаще прибегают к молитве, становятся намного спокойнее и рассудительнее…“. „…Матушка, Ваша помощь и молитвы вернули меня к жизни, ибо я уже был на грани отчаяния. Я почти потерял веру в людей… Я устал от зла и неправильной жизни, очень хочется делать людям добро и радость…“ Рунёв Игорь 2002 г.

 

Заканчивая свой доклад, я снова обращусь к словам отца Глеба Каледы : „Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить“. Думаю, что это, очевидно, относится не только к священнослужителям, но и ко всем христианам, как к людям, составляющим единое Тело Христово. Относительно здоровые, или лучше сказать несколько менее больные, естественно, заботятся о более больных, а также об увеличении числа членов, составляющих Церковь – сей спасительный „Корабль“. Множество павших, но желающих подняться верою во Христа, находятся сейчас в сектантской, еретической, тяжелейшей бездуховной тюремной среде, они простирают к нам свое сердце, возлагают на нас свою надежду.

Еще раз, мы призываем всех, кто может найти время и силы, принять посильное участие в этом богоугодном деле.

 

Источник: http://www.miloserdie.ru

 

 

Главная страница

 

Сайт создан в системе uCoz