Группа поддержки заключённых при храме „Живоносный Источник“

_________________________________________________________________________________

 

Здесь мы помещаем избранные письма из книги:

 

Святитель Николай Сербский

 

Миссионерские письма

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

 

© Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2003.

 

Источник: Православие и современность. Электронная библиотека.

 

 

К русскому читателю

Перед вами сборник писем одного из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Церкви – Николая Велимировича.

Православный писатель, создавший такие произведения, как беседы «Над грехом и смертью», «Омилии», «Охридский пролог», «Нагорные проповеди», «Слово о Всечеловеке», оставивший после себя и много других подобных духовных жемчужин, отвечает на вопросы верующих. К сожалению, из множества писем сохранилось лишь около трехсот.

Их ценность и красота заключаются в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности.

Его стиль – поэзия, язык чист, как горный родник. Он сам – носитель святоотеческого Православия, золота, переплавленного в семь Вселенских Соборов.

Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией сербского народа.

«Миссионерские письма» спасли множество сербских душ от блужданий по пустым нивам, где царит духовный голод, от отпадения от святоотеческого Православия, от уныния и отчаяния в тяжелейших условиях рабства и частых войн.

Под влиянием этой книги была создана «Народная православная христианская община», которую возглавил сам владыка Николай, насчитывавшая более двухсот тысяч зарегистрированных членов и внесшая неоценимый вклад в сохранение веры и нравственности в Сербии.

С сердечным теплом мы передаем эту книгу в руки русского читателя, передаем ее братскому русскому народу с надеждой, что она еще больше сблизит нас в нашем святом и прекрасном Православии.

Епископ Шабацко-Валевский Лаврентий

 

Письмо 1

рабочему, спрашивающему о духовной жизни

Духовная жизнь и есть настоящая жизнь. Все остальное – прах.

Прах и тело наше – земля, взятая в долг у земли. Земля, вода, огонь и воздух – из них, этих четырех стихий, создано тело человека. Создано так искусно, так чудесно, что не выразить. И все же само по себе тело не есть жизнь, повозка не путник, клетка не птица.

Что же такое жизнь? Священное Писание Божие ясно отвечает на этот вопрос на первой своей странице: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою[1].

Хорошо ли ты понимаешь значение слов «опосредованно» и «непосредственно»? Опосредованно, то есть посредством земли, сотворил Господь плоть, а непосредственно – из Себя вдунул в лице его дух жизни. Так человек стал душею живою.

Итак, человек видимым образом телесен, но тело имеет в себе дыхание жизни, которое непосредственно от Творца.

Этот дух связывает человека с Творцом и с небесным духовным миром вокруг Него. Малое пламя, подобное вечному Божественному пламени. И, хотя тело наше влачится по земле среди насекомых и зверей, этим пламенем связаны мы с небом и вечностью.

Жизнь души, которую ведет и живит Божественный Дух,– вот что такое человеческая жизнь.

Иными словами, духовная жизнь – это непрестанный труд ради того, чтобы стать достойным Божественного Духа, Который в нас. Почему нам надлежит трудиться? Потому, что мы получили дар от Творца. Никто из нас не покупал его и не платил за него; он дарован нам Вечной Любовью. За дар плата не дается. Дар есть дар. Но тот, кто принимает дар, и такой драгоценный дар, как жизнь, должен показать себя достойным этого дара.

Как нам любовью ответить Господу на Его любовь и как нам стать достойными этого Божественного дара – в этом великая наука, называемая духовной наукой, которая выше всех наук. Она дана человеку Духом Святым. Тот, Кто даровал драгоценнейший дар, Сам научил человека быть достойным его.

Если желаешь проникнуть в эту светлую и сладкую науку, да будет благословенно желание твое.

Мир тебе и радость от Господа.

 

Письмо 2

человеку, который верит в Бога, но не молится Ему

Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться.

Смотрели мы, как слабая струя воды падала на колесо водяной мельницы и оставалось колесо неподвижным; когда же прибыла вода, колесо двинулось.

Вера есть сила духовная. Малая вера не подвигнет ум к размышлениям о Боге и сердце на молитву Ему. Крепкая вера движет и ум, и сердце, и всю душу человека. Пока живет в душе крепкая вера, она силой своей устремляет душу к Богу.

Ты говоришь, что, прочитав слова Спасителя: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него[2], ты сделал вывод, что молитва не нужна. Конечно, знает Господь, что нам нужно, но Он хочет, чтобы мы молились Ему. Поэтому и заповедал Спаситель: Непрестанно молитесь[3] – и научил нас молиться.

Это легче объяснить родителям, чем тебе, холостяку. Ведь и родители знают, что нужно детям, но ждут, пока ребенок попросит их. Знают родители, что прошение умягчает и облагораживает детское сердце, делает его смиренным, кротким, послушным, милостивым и благодарным. Видишь, сколько небесных искр высекает молитва из человеческого сердца!

Прочитал я, как один странник остановился перед домом у дороги. Было там собрание рабочих, вдруг наступила в доме тишина: рабочие преклонили колена на молитву. Но один из них вышел и стал ходить вокруг дома. Спросил его странник:

– Что происходит в доме?

– Молятся Богу. Мне стало стыдно, и я вышел.

Странник замолчал в ожидании.

– Кого ты ждешь? – спросил рабочий.

– Жду, когда кто-нибудь выйдет, чтобы спросить его о дороге.

– Почему не спросишь меня? Я покажу тебе дорогу.

Покачал головой странник и отвечал:

– Как может показать правильный путь тот, кто стыдится Бога и своих братьев?

Думаю, что ты молитвы не стыдишься, но вера твоя еще не окрепла. Береги, укрепляй в себе этого младенца. Когда вырастет он и возмужает, стократно воздаст тебе за твой труд.

Мужественная вера повернет внутреннее колесо твоего естества, и ты обретешь жизнь новую.

Мир тебе и благословение Божие.

 

Письмо 3

образованной верующей женщине, терпящей насмешки от близких

Отвечай на их насмешки улыбкой. Их насмешки исходят из злых сердец; твоя же улыбка да будет беззлобной. Насмешка всегда от незнания, улыбка – от знания. Насмешками они делают твою молитву вечному Судие драгоценнее. Ибо нет для Господа молитвы дороже, чем молитва отважного сердца, окруженного стрелами злобы, ненависти, издевок и насмешек. Это обоюдоострые стрелы, но притупляются они от твоего мужества и острием возвращаются к стрелкам и наносят им раны.

Жена царя Давида однажды посмеялась над вдохновенной молитвой своего мужа. Насмешка эта оскорбила Бога больше, чем царя Давида, и наказал Всевышний дочь Саулову, и не имела она потомков до смерти своей[4]. Кто внимательно наблюдает за человеческими судьбами и событиями, знает, как сурово Господь наказывает насмешников над святынями.

А ты скажи насмешникам своим, если считаешь, что слово будет лекарством лучшим, чем молчание, скажи им: «Обманывает ли меня зрение или действительно вижу, как вы каждый день молитесь торговцам, старостам и полицейским о своих нуждах? Отчего же вы насмехаетесь надо мной, когда я молюсь вечному Творцу? Разве молиться немощным не смешно? Разве не безумие – поклоняться праху, а не Жизнодавцу и Господу?».

Сказано где-то у пророка: проклят всякий надеющийся на человека[5]. Очевидно, что тот, кто полагает упование на смертного человека, на мыльный пузырь, а не на Бога Вседержителя, проклят. И это проклятие, лежащее на нем и доме его, заметно в каждый день его жизни. Ясно также, что проклят всякий человек, молящий только человека и не молящий Того, Кто все держит и все может. Но, смотри, иногда молчание полезнее таких слов.

Первая насмешка смущает молитвенную душу. Но ты уже пережила ее и не оставила молитву. А следующая насмешка побуждает к молитве. Ты говоришь, что и сама это испытала. Теперь тебе и Господь ближе, и церковь милее, и молитва слаще. Знай, наступит время, когда насмешки прекратятся, а будет одобрение, удивление и благодарность; но тогда твоя душа окажется в большей опасности, чем теперь. Сейчас ты учишься смирению, а тогда тебе придется защищаться от гордости. А это уже другое испытание, другое искушение.

Знай, именно те, кто мучает нас насмешками, наши враги. О них говорил Господь: любите врагов ваших[6]. Не зная, что делают, они делают нам добро. Огорчая и притесняя нас, они разжигают в нас факел Божественного огня. Ругаясь вслед нам, когда мы идем в храм Божий, они подвигают нас ближе к Богу. Досаждая нам на земле, они делают небеса более желанными для нас. Мороз и ветер не желают дереву добра, но и невольно приносят ему добро. Так и враги твои.

Поэтому прости и благослови их, и молись Богу за них, и люби их, как своих величайших после Господа благодетелей,– в этом вершина любви.

Но, если душа твоя не потерпит этого ничтожного шуршания праха земного, постыдишься тогда пред Христом, тогда Он посмеется тебе, а не только люди и демоны.

Чаще посещай дома скорби, посещай кладбища. Думай о Кресте Христовом и прикладывайся к нему чаще. Думай о конце жизни. Все это поможет тебе укрепиться в молитвенном расположении и одержать победу.

Мир тебе и милость Божия.

 

Письмо 113

осужденному П. Ю., который жалуется на человеческую несправедливость

Ты говоришь, что не виновен в том, за что тебя осудили. В какой-то ночной драке на улице погиб человек, убийцы разбежались, а ты случайно оказался рядом, когда прибыла полиция. Тебя арестовали. Осудили. Клянешься, что осужден безвинно. После твоего первого письма я просил тебя исповедаться мне за всю твою жизнь. Ты сделал это. Прочитав твое второе письмо, я воскликнул: «По заслугам!».

Человек Божий, ты заслужил это тяжкое наказание если не за это преступление, то за все твои прежние беззакония. Всевидящий Судия видел их, но, по милости Своей и по Своему Промыслу, закрыл от суда человеческого, ожидая твоего покаяния. Однако ты не каялся и не исповедовался, не молился, не причащался. Напротив, ты продолжал творить тайное зло и был готов истребить всякого, кто помешал бы тебе в твоих бесчестных деяниях. Только за свою жестокость к жене ты заслужил заключение. Она не обвиняла тебя перед земным судом, но вопль ее достиг вечного Судии.

Чтобы обратить тебя от злых путей твоих и направить на путь правды, чтобы напомнить тебе о душе и Страшном Суде, Господь, творящий судьбы, привел тебя тогда на место преступления. И ты людьми арестован и людьми приговорен к заключению.

Твой случай живо напоминает мне великого христианского святого Ефрема Сирина. В молодости святой Ефрем много грешил, но ни за один грех не был осужден. Случилось, однако, что как-то у его соседа воры украли овцу. Сосед обвинил Ефрема. И Ефрем, непричастный к краже, оказался в тюрьме. Удрученный человеческой несправедливостью, он стал плакать и жаловаться Богу. Но, сидя в тюрьме с другими заключенными, он вступил в разговоры с ними. Каждого из них он спрашивал, как тот оказался в тюрьме. Один говорил одно, другой – другое. В их грехах Ефрем узнавал свои грехи, за которые его прежде не судили и не сажали. Дух его отрезвился, и он понял, что попал в тюрьму не за украденную овцу, но за множество своих прежних проступков. И Ефрем сокрушенно покаялся пред Богом в своих грехах. И слезно стал молиться Богу о прощении своих тайных согрешений, одновременно благодаря Его за то, что брошен в темницу, будучи невиновным в краже овцы. И вскоре был оправдан и освобожден. Но это переживание произвело переворот в душе Ефрема. Тюрьма приняла его грешником, а выпустила святым.

Мир тебе и здравия от Господа.

 

 

Святитель Николай Сербский

 

Миссионерские письма

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

 

© Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2003.

 

 

Письмо 118

осужденному, который спрашивает о лжесвидетельстве

Ты приговорен к заключению. Сидишь теперь в камере и в тишине просеиваешь всю свою жизнь, словно через мелкое сито. Тебя удивляет, как быстро все случилось, словно камень под гору скатился. Твоя жизнь текла мирно и благополучно, пока ты не дал ложного свидетельства в пользу своего брата. Ты оправдывал себя: «Ведь он брат мой! Кому еще мне помогать, как не ему, пусть даже ложной клятвой?». Такими помыслами ты оправдывался и перед собой, и перед судьями. Но один судья сказал тебе: «Все мы братья, но что будет, если все станут поступать, как ты?». Только тогда ты понял, что грешные мысли довели тебя до преступления.

Один лжесвидетель рассказывал мне такую историю: «Я дал ложное свидетельство. Чтобы избежать наказания, я не заявил в суд. А должен был, ибо наказание человеческое легче Божиего. За два года со дня моего преступления наш дом превратился в ад. Первое несчастье произошло с моими быками: запряженные в телегу, они сорвались в пропасть и погибли. С этим известием меня встретила жена вечером того же дня, когда после своего лжесвидетельства я вернулся из уезда домой. Спустя несколько недель молния ударила в хлев, и погибли все овцы. Воры обокрали дом. Заболела жена, я занял денег на лечение, но она вскоре в муках умерла. Мой бедный ребенок тяжело заболел той болезнью, от которой днем и ночью бьются в припадках с пеной у рта и скрежетом зубов. Обедневший, весь в долгах, в отчаянии я пожаловался одному моему другу на злую свою судьбу. Как гром среди ясного неба был его вопрос: “Не лжесвидетельствовал ли ты когда-нибудь?”. Словно ледяной ливень отрезвил меня, и я все вспомнил. Ничего не ответив, я встал и пошел прямо в суд и во всем признался. Отсидел срок, вышел и начал заново строить свою жизнь. И навсегда научился бояться Бога».

Видишь, какая беда может случиться со лжесвидетельствующим? Ибо таков закон Божий, брат мой: не можешь погасить огонь и не обжечься. Когда нарушаешь человеческие законы, которые меняются с быстротой сгорающих листьев, беды и несчастья наваливаются на тебя. Что же тогда с вечным и огненным законом Божиим?

Не лжесвидетельствуй[7] – заповедь Божия, записанная в обоих Заветах, Ветхом и Новом. Не шутка произнести ложное свидетельство пред лицем Божиим и Ангелами Его. Не шутка встать с обнаженной головой пред Крестом и Евангелием и воскликнуть: клянусь живым и всемогущим Богом, что эта истина – ложь; или: эта ложь – истина, и да сотворит мне Господь по правде моей! Неудивительно, что Бог истины и правды бичует лжесвидетелей Своих, кого по рукам, кого по ногам, третьего по глазам, четвертого по семье и родным, пятого по овцам и тому подобное. По соседству от меня есть живой пример, как невидимый бич Божий ударил лжесвидетеля по глазам: дал человек ложную клятву ради меры земли; поистине, душой своей заплатил за нее. Получил он этот окаянный кусок и, только ступил на него, лишился зрения. И вот сидит теперь, слепой, у очага.

Вот что происходит в мире Божием с теми, кто думает, что мир принадлежит им, а не Богу.

А ты читай Священное Писание и бойся Бога. И освятишься, и все будет у тебя хорошо.

Мир тебе и милость Божия.

 

Письмо 84

человеку, которому отвечают на добро злом

Жалуешься, что люди стали жестокосердными. Ни разу не встретился тебе добрый человек. Тебя удивляет, почему Бог терпит этот мир и не положит ему конец. Еще больше ты удивишься, если услышишь, что твой сосед сетовал мне на то же. И он говорит, что не осталось добрых людей и ему очень одиноко на пути к истине и добру. Это значит, что ты незнаком с ним, а он – с тобой. Если бы вы, два хороших человека, познакомились, вы изменили бы свое мнение о мире и ваша печаль обратилась бы в радость. Сказал Господь учениками Своим: в мире скорбны будете, но печаль ваша обратится в радость[8].

Я назову тебе имя того человека, а ты найди его. И, когда вы вместе встанете на молитву, молитесь Господу, чтобы Он открыл вам и других хороших людей в вашем городе. Верю, что вам откроется множество людей, пока вам незнакомых. Люди подобны рудникам, а в рудники обычно приходится проникать глубоко, чтобы найти сокрытые в них сокровища. Таков порядок этой вселенной: чем драгоценнее сокровище, тем глубже сокрыто. Если бы праведный Лот сетовал на злых людей в Содоме, ему легко было бы поверить. Но трудно поверить, что в христианском городе, где проповедуется учение Христа и служится литургия, нет ни одного хорошего человека.

Говоришь, соседи тебя не любят. Каждое твое доброе дело высмеивают и перетолковывают. Поносят тебя всюду. И ты спрашиваешь в скорби: «Почему так? Доколе?». Потому, что они не познали истину, не ищут ее, не желают ее. Они рабы лжи, ложных мыслей, ложных чувств, дурных привычек. Господь сказал: познаете истину, и истина сделает вас свободными[9]. Это сказано и для твоих соседей. Если бы они познали истину, они радовались бы твоей доброте, как своей. Если бы они не были рабами того, кого Спаситель назвал отцом лжи[10], они обладали бы божественной свободой видеть чисто, судить справедливо, радоваться каждому доброму человеку. Но это сказано и для тебя. Это есть святое слово Христово о познании истины как об условии свободы.

Если ты познаешь истину глубже, чем знаешь ее сейчас, ты перестанешь обвинять тех, кто не любит тебя, поносит, высмеивает и мучает. Среди учеников одного древнего мудреца был один богатый и гордый юноша: из-за одного только недоброго слова он был готов биться до крови. Чтобы исцелить его от гордости и вспыльчивости, мудрец наложил на него такую епитимью: три года гордец должен был странствовать по свету и платить каждому, кто оскорбит его. Юноша покорился учителю и отправился в путь. Ходил по свету и платил всякому, кто соглашался оскорбить его. Когда прошло три года, он вернулся к учителю. Но при входе в город ему встретился рассерженный кем-то прежде страж и обрушил весь свой гнев на юношу. Тот, вместо того чтобы ответить ему оскорблением на оскорбление, улыбнулся. «Чему ты улыбаешься?» – спросил удивленный страж. И мудрый ученик ответил ему: «Три года я платил каждому, кто бы оскорбил меня хоть немного, а ты бесплатно изругал меня больше тех, кому я давал деньги». Когда мудрец узнал о случившемся, то, встретив своего исправившегося ученика, радовался и перед всеми хвалил его.

А ты прочти Нагорную проповедь, стих одиннадцатый, и радуйся и веселись, яко мзда твоя многа на небесех[11].

От Господа тебе мир и благословение.

 

Письмо 85

ремесленнику Петру Ч., об исповеди

Ты хочешь знать, действительно ли исповедь необходима. Раньше ты часто исповедовался, но перестал, потому что кто-то посмеялся над тобой. Над кем люди не смеялись? Знаешь, что сказал Всеведущий? – Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете[12]. Кроме твоего ремесла, кормит тебя и виноградник. Он приносит хороший урожай, потому что ты хорошо его возделываешь. А если бы кто-то, запустив свой виноградник, посмеялся над твоим усердием, разве ты бросил бы из-за этого виноградник и перестал заботиться о нем? Как же ты мог поколебаться в заботе о своей душе, которая важнее всех виноградников на земле? Ибо, когда умрешь, душу возьмешь с собой, а виноградник оставишь.

Из всех забот забота о душе – самая важная; из всех трудов, которые несет человек на земле, труд над душой – самый разумный. Поэтому вернись к прежнему труду над душой и снова начни исповедоваться. Вот что говорит апостол Иаков: Признавайтесь друг пред другом в проступках[13]. Сокрытые грехи растут и множатся, а когда выносятся на свет, засыхают и гибнут. Не говори: я негрешен! Прочти, что пишет праведник в Псалтири: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя[14]. Не говори: Богу исповедую я грехи мои, и нет мне нужды исповедоваться человеку.

Кто был праведнее апостола Павла? И он согрешил прежде апостольства своего, будучи Савлом, и этот грех исповедал он явно, исповедал не только перед верными, но и перед язычниками, и не однажды. Известно вам,– пишет он некрещеным галатам,– как гнал я Церковь Божию[15]. О том же говорит и перед некрещеным царем Агриппой (см.: Деян. 26). Если святой апостол Павел поступал так, почему ты держишь раны своей души в тайне? Зачем даешь змеям множиться в недрах своих? Неужели только потому, что кто-то посмеялся над тобой? Если посмеялся однажды, будет ли смеяться над тобой вечно? Помолись о нем Богу втайне: может быть, и он покается и изгладит свой грех слезами.

Что на свете ненадежнее мыслей человеческих? Сколько людей раскаиваются вечером в том, что говорили днем? Если не хочешь навредить своей душе, не слушай всякого, кто мимоходом скажет тебе что-то, но слушай, что Церковь Божия говорит!

Поговори с духовниками, которые исповедуют людей, и услышишь от них множество примеров о духовной помощи тем, кто усердно исповедуется. Услышишь, что многие умирающие получали облегчение в предсмертной агонии, только когда исповедовали свои грехи перед священником, и это не сказка, но сама истина. И я бы мог привести тебе такие примеры, очевидцем которых был сам. Господь наш – Господь милости и доброты, Он всем желает спасения. Но как человек может спастись, если ясно не осознает разницы между грехом и правдой Божией, если не изгонит грех и не признает истину?

С тем человек предстанет пред судом Божиим, что при жизни носил в душе: если грех – с грехом, если правду – с правдой. Господь ожидает покаяния от каждого смертного, а покаяния нет без исповеди. Ибо каждый день и каждый миг Ангел смерти может прийти за душой, поэтому Церковь предлагает верным частую исповедь и частое покаяние.

Господь да просветит и благословит тебя.

 

Письмо 186

вдове Д., о победе над злом

Есть только один способ победить зло, и Вы успешно его испробовали. Своим честным трудом Вы содержите себя и четверых детей. Но вот Вы не смогли оплатить жилье, и хозяин пришел описывать вещи. Дети плакали, Вы замерли в страхе. Когда хозяин понял, что всех вещей не хватит, чтобы покрыть долг, он стал страшно кричать на Вас. Тогда Вы сняли с шеи ожерелье, память о муже, его подарок на венчание, достали часы, которые Ваш отец завещал старшему сыну. «Возьмите и это»,– сказали Вы хозяину. Сердце его дрогнуло: он ведь тоже человек. И он ушел, бормоча: «Живите, когда сможете, заплатите».

Вы поступили по слову Христа: не противься злому[16]. Подобное произошло во время австрийской оккупации в деревне Сибница. Жил там один Божий человек, дядя Фоджа. Когда солдаты хотели сжечь его дом и приказали ему вынести из дома свои вещи, он не пошел в дом, но принес из сарая дрова. На вопрос солдат, зачем он это сделал, он кротко ответил: «Чтобы помочь вам поджечь дом». Дрогнуло сердце оккупантов: ведь и они люди. Они развернулись и ушли. Остался невредим дом человека Божия.

Благословение Божие Вам и Вашим детям.

 

Письмо 189

Аджему С., об алчущем Христе

Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть,– скажет Господь на Страшном Суде милостивым[17]. Ты удивляешься, читая Евангелие: когда Господь алкал на земле? Он говорит это не только о времени Своего телесного пребывания на земле, но о всех временах, до конца. И не только о милостивых людях того времени, но о милостивых всех времен. Он и ныне чувствует голод алчущих, как Свой голод. Он голодает в каждом нищем на земле, в каждом сироте, в каждом отверженном и презренном. Их голод – Его голод. Пусть они отвержены миром, но они Богом избраны, чтобы испытывать сердца богатых. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне[18]. Он, великий и неисчерпаемый, отождествляет Себя с самыми бедными и слабыми в этом мире, называет их Своими братьями, чтобы умягчить сердца богачей и привести их ко спасению. Ибо с помощью слабейших Он хочет спасти сильнейших мира сего. Таков Его путь спасения людей. За беззащитными – Его могущественная рука. Он хочет, чтобы все зависели друг от друга и помогали друг другу. Но тот, кто дает, пусть дает со страхом, как будто опускает в ладонь Самому Христу. Подающий пусть подаст ради Христа, а приемлющий да приемлет ради Христа, чтобы благословение Божие имели и тот, и другой, но слышнее Творцу молитва нищего.

Когда подаешь бедному, скажи: помолись обо мне Господу Иисусу Христу!

Мир тебе и радость от Господа!

 

Письмо 204

виноделу С., о брате

У тебя есть единственный брат, один-единственный. И от него ты сейчас отказываешься. «Не брат он мне,– говоришь,– не брат!». Действительно, большое преступление он совершил. Пробрался в дом старика, убил его, а деньги украл. Суд приговорил его к смерти. Сейчас он в тюрьме ждет своего последнего часа. Он писал тебе письма из заключения и просил тебя по-братски простить его. Он просил тебя после его смерти молиться о нем и служить панихиды, просил похоронить его рядом с могилой родителей. А что ты на это? Ты гнушаешься им, не отвечаешь на письма, не приходишь к нему, даже имени его не произносишь. «Он запятнал мою честь»,– говоришь ты во всеуслышание.

О честолюбец, разве не видишь страшного своего себялюбия? Разве не видишь, что ты себялюбием пятнаешь то же, что твой брат запятнал преступлением? Но твой брат кается в преступлении, покайся и ты в своем эгоизме и гордости. Время не думать о себе, и тем более о чести, а о брате, который погибает и просит тебя о помощи. Если кто-то тонет в мутной воде и бьется, борясь за жизнь, и забрызгает стоящего на берегу, должен ли тот с обидой отвернуться от утопающего? Знаешь, что сказал Господь? – Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

Твой брат совершил зло, и за это зло он скоро понесет от людей наказание самое тяжелое, какое может быть. И он не уклоняется от наказания человеческого – он боится наказания Божия и поэтому кается пред Богом за свой грех, и плачет, сидя в тюрьме, и заклинает тебя прийти, чтобы проститься с тобой. Он знает, что никто на свете не простит его, если брат не простит. Он хотел бы уйти из этого мира хотя бы с одним прощением. И ты ему в нем отказываешь. Почему? Из-за честолюбия! Но знай, что на святых небесах его искреннее покаяние может стоить много больше, чем вся твоя праведность. Христос помиловал разбойника на кресте. А как ты думаешь причащаться и соединиться со Христом, если ты так далек от милосердия Христа?..

Недавно в наших краях за тяжкое преступление был казнен один человек. Он, плача и рыдая, глубоко и искренне каялся в совершенном преступлении. Он так горячо молился, следуя к месту казни, кланялся людям, восклицая: «Простите меня, братья, простите!», что все, глядя на него, плакали. Много раз целовал он руку священника и крест, с дрожью умоляя: «Отче, молись обо мне, молись, чтобы Господь простил меня!». Некоторые из присутствовавших рассказывали потом, что чувствовали, будто провожают в иной мир не преступника, а святого! Такое искреннее, глубокое покаяние может мгновенно изменить внутреннее состояние человека.

И твоего брата переродило покаяние. Прошу тебя и я: пойди и помоги ему до конца покаяться. Не осуждай осужденного, не презирай покаявшегося. Будь милостив к брату своему. Ваши родители ждут его в ином мире не как разбойника, а как свое чадо. Не оскорбляй родителей своего брата. Посети его в темнице, как будто посещаешь Христа. И Христос посетит тебя с богатыми дарами.

Мир тебе и брату твоему.

 

 

Письмо 77

Спасое С., на вопрос о том, почему неправедные преуспевают

До каких пор преуспевают? И что с ними будет в конце? Что будет с родом их? Задавался ли ты этим вопросом? Да не претыкаются мысли твои, когда видишь, что кто-то, похваляясь силой, забывает о Подателе сил. Вспомни, как надменный и самоуверенный Голиаф погиб от рогатки мальчика Давида[19]. Да не смущается сердце твое, когда видишь, что кто-то обогащается неправедным путем. Есть будет и не насытится; отнимет, и не хватит ему. Вспомни богатых содомлян, в один миг засыпанных огнем и пеплом вместе со всем богатством своим[20].

Ты христианин, а христианин воспринимает события в их полноте, а не частично. Преуспеяние неправедных христианин не оценивает как нечто окончательное, но ждет, что последует дальше, ибо знает, что грешник добивается успеха не своими силами и способностями, а потому, что Господь попускает ему, чтобы он вспомнил о Нем. По неизреченной Своей милости, попускает Господь грешным то, чего они желают, чтобы они, вспомнив Бога, устыдились беззаконий своих и исправились. Богу дороги кающиеся; очень дороги Ему те, кто в сокрушении сердца кается в неправедных делах своих. Творец не таков, как тварь, наказующая виновного, стоит только ему оступиться. Он ждет, пока заблудший сам найдет истинный путь. Он смотрит и молчит. Ждет и никогда не опаздывает. Непостижим в Своей мудрости, дивен в Своей милости.

Неразумный ропщет на то, что Господь не управляет миром по его разумению, а разумный непрестанно ревнует о Божием разуме. Но и разумному иногда невозможно понять, почему с тем или иным человеком происходят необъяснимые, казалось бы, события; почему молодой, жаждущий жизни человек умирает, а старик, уставший от жизни, живет; почему праведный страдает, а безбожник благоденствует.

В Священном Предании упоминается такой случай: умер грешный богач, грехи которого были очевидны всем; его торжественно похоронили. На похоронах присутствовали епископы и священники. Вскоре после этого гиена напала на одного пустынника и растерзала его. Некий монах, который присутствовал на похоронах того грешника, видя кровавые останки праведника, зарыдал и в душевном смятении воскликнул: «Господи, почему так, за что? Почему тот грешник в довольстве жил и с почестями похоронен, а праведник этот так горько жил и так страшно умер?». Явился ему Ангел Божий и сказал: «Тот грешник при жизни совершил одно только доброе дело, а этот пустынник совершил только один тяжкий грех. Торжественными и почетными похоронами Всевышний вознаградил злого грешника за его доброе дело, и больше нечего ему ожидать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один-единственный его грех, чтобы на небесах получил он полноту радости».

Так же и ты рассуждай о путях Божиих и возложи все упование свое на Творца. Не смотри с негодованием на грешников, ниже завиди творящим беззаконие[21], по слову царя Давида, который долго мучился тем же, чем ты сейчас мучаешься, пока Господь просветил его разум. Чаще читай Псалтирь, тогда поймешь и утешишься.

Мир тебе и благословение от Господа.

 

Письмо 78

православному американцу, которого смутил некий писатель

Я получил журнал, в котором опубликовано жестокое обвинение христианской веры писателем, которого ты упоминаешь. Кратко его смысл таков: «В нынешнем кризисе, охватившем Америку, виновно христианство. Оно учило нас трудиться как можно больше, мы слушались и исполняли. Работали маниакально. Но оттого, что все работали, многие остались сейчас без работы. Поэтому теперь мы создаем новую веру, которая учит нас не работать, с ее помощью мы выйдем из кризиса». Этот новый «мессия» смутил тебя, и ты просишь объяснения.

Не смущайся. Слова, сказанные в беде, теряют половину своей силы. Когда дети попадают в беду, они обвиняют своих родителей. Недавно мне жаловалась одна мать, что ее распутный сын досаждает ей, требуя денег, а когда она упрекает его, говоря, что деньгами нельзя разбрасываться, он в гневе оскорбляет ее. Подобное происходит и с христианской верой, духовной матерью всех христианских народов; происходит это со времени ее возникновения в мире. Ее обвиняли все, кто не хотел и не умел обвинять себя. Еще во втором столетии Тертуллиан[i] писал: «Если Тибр разольется или Нил не выйдет из берегов своих, если небо не даст дождя или море разбушуется и опустошит землю, сразу раздается крик: “Христиан ко львам!”». Так в России сегодня раздается крик протеста против православной веры, причина тому – экономический кризис, в Испании – из-за политических неудач, а в Америке – из-за безработицы, но всегда один и тот же крик: «Христиан ко львам!».

А ты, наследник Христов, знай, что гонимые переживут гонителей. Ни одна вера в мире не была гонима так, как христианская, и вчера, и сегодня, и завтра... Для христиан в этом нет ничего неожиданного, ибо все это предвидел и предсказал наш Спаситель и на все обвинения и гонения наперед заповедал верным Своим: радуйтесь и веселитесь![22].

Воистину, христианская вера от начала учила людей трудиться. Но вера наша учила и тому, что должно, а что не должно. А сколько того, что не должно и не нужно человеку, сделано в Америке, ты и сам видишь. Излишки производства возникли не от усердия в труде, а от погони за долларом. Наша вера исповедует не просто труд, а труд со страхом Божиим, и милосердие, и братолюбие. Когда же труд отделяется от всего того, что делает его благородным и достойным человека и ставится в исключительную зависимость от денег, тогда он, как и всякое проклятие, приносит миру опустошение, не меньшее, чем праздность. Я не могу поверить, что труд, каким бы напряженным он ни был, если он соединен со страхом Божиим, милосердием и братолюбием, может быть опасен для человека. Нет благословения ни труду сребролюбца, ни милостыне праздного. Заповеди Христа представляют совершенство в своей полноте, а не по отдельности, словно дерево с ветвистой кроной и плодами, ибо одна отсеченная ветвь сохнет и гибнет. Знай, что закон Христов – камень краеугольный, скала спасения. Когда люди сходят с этого камня, тогда множатся законодатели и законы, противоречивые и однобокие. А законодатели эти и законы их – песок, и когда на песке возводится дом человечества, он, по словам Христа, разрушится и упадет[23].

Мир тебе и радость от Господа.

 

Письмо 82

о вере и мужестве

Верно наблюдение твое, отважная душа! Без искренней и твердой веры в Бога живаго нет мужества. А где нет мужества, там люди прибегают к лукавству и изворотливости. Одно только село Гацко дало больше героев, чем целый европейский город. А Невесине, а Дробняки! Каждый, кого упомянул ты в письме,– герой; и отец Богдан Зимонич, и отец Новица Церович, Иаков Джакович, Стоян Ковачевич – все они великие сыны народа. Их вера в Бога и конечную победу истины была чистой и простой, детской верой, не знающей сомнений и не запятнанной нечистыми расчетами. Богобоязненные патриоты не могут не быть героями. Для того, кто Бога боится и народ любит, смерть – ничто. А кто не боится смерти, чего еще может бояться? Того, что рассказывают об отце Богдане очевидцы, ни один эпос не знал. Он настолько верил, что Промысл Божий хранит его от гибели, что крикнул своим друзьям: «Спрячьтесь за моей спиной!». А как широка была спина отца Богдана, ты лучше знаешь: ты видел его живым.

Такое было время, такое мужество. Мне очень дорога твоя искренность в отдании должного мусульманским героям. Но и среди них лишь те считаются героями, кто в Бога верил и Бога боялся. По моему мнению, не сабля турецкая покорила Балканы и Европу до Вены, а крепкая вера мусульман. С крепкой верой всегда соединяются дисциплина и преданность. Вооруженные этим невидимым, и тогда, и ныне, и всегда решающим оружием, турки были в состоянии создать государство, простиравшееся от Индии до Будима, одно из величайших государств в мире, создать и удерживать его крепче, чем держали Индию англичане. Когда султан Сулейман[ii] двинулся в поход на Венгрию со стотысячным войском, он издал приказ, по которому лишался головы каждый воин, позволивший себе оскорблять словом или грабить людей, встречавшихся им на пути. Как в Ветхом Завете! Но в черногорцах и герцеговинцах этот храбрый азиатский народ нашел достойных соперников в вере и благородстве.

А сейчас ты сетуешь, что после войны не осталось героев и героизма. Это послевоенное поколение напоминает тебе, как ты говоришь, стаю пиявок, присосавшихся к земным наслаждениям, выросших на крови балканских героев и мучеников. Но разве война прекратилась? В книге Иова написано: человек в этом мире – воин[24].

Да, война продолжается, но ведется она уже не с помощью мечей или пушек, а тайно, незримо: битва идет за спасение душ человеческих. Кто-то борется с болезнями, кто-то с искушениями, кто-то за совесть и честь, кто-то за слабых и беспомощных и тому подобное. А где борьба, там и герои. Если герои эти не видны всем и всюду, не значит, что их нет. Они есть, их много. Они есть в домах, на улицах, в больницах, на полях. Ибо героизм – привилегия не только генералов жизни, но и ее рядовых.

Радуйся о Господе.

 

Письмо 176

И., о необъяснимом страдании

Вы жалуетесь на горькую судьбу своей племянницы. Пишете, что ее страдания необъяснимы для Вас. Ее муж, чиновник, заразился постыдной болезнью и умер в больнице для душевнобольных. Она заразилась от своего мужа и теперь тоже попала в сумасшедший дом. Вы, зная ее как благородную и благочестивую женщину, удивляетесь, как всеведущий Господь мог попустить такой брак и вообще такие жестокие страдания невинному существу?

Если Ваша родственница действительно благочестива и добра, тогда, конечно, она страдает безвинно. Тогда, возможно, следует искать причину в грехе ее родителей, ибо сказал Всевышний, что прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (ср.: Исх. 34, 7). Вы на это ответите так, как обычно говорят: «Но почему же дети страдают за грехи родителей?».

Спрошу и я Вас: а как бы иначе Господь остановил людей от греха, если бы не переносил наказание за грехи родителей на детей? И наш народ по опыту знает, что дети страдают за грехи родителей. Поэтому так часто звучит предостережение тем, кто собирается лжесвидетельствовать или сделать какое-то зло: «Подумай о детях!». Этот библейский опыт закреплен и в обычном человеческом законодательстве в том смысле, что дети лишаются имущества за преступления родителей. Страдает репутация в обществе и не только детей, но и внуков, и правнуков. Недавно произошел такой случай: один человек хотел обручиться с девушкой, но, когда узнал, что ее отец сидел в тюрьме, отменил помолвку.

Но не следует отчаиваться из-за этого, ибо ни в чем нет слепой фатальности. Милостивый Господь может пресечь наказание на ребенке, если он истинно покается и возопит к Нему, к Отцу Небесному, о прощении. Мать святого Фанурия[iii] была злой женщиной, но наказание не постигло сына за грехи матери. Не только не постигло наказание, но стал он святым, ибо постоянно молился за мать. Молитесь и Вы за родителей Вашей родственницы. Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и чтобы наказание не пало на их детей.

 

Письмо 177

неизвестному, о главной разрушительной догме

Ты не пишешь ничего о себе, кто ты и чем живешь, письмо подписал: «безбожник и настоящий патриот». Говоришь, что ты принимаешь основную догму русских безбожников о несуществовании Бога, а все остальное, что они проповедуют, отвергаешь и считаешь себя настоящим патриотом. Несчастный человек, кто завел тебя на этот скользкий путь, на котором невозможно не пасть? Ибо кто удержит тебя и вернет на высоту, с которой ты сорвался в пропасть? Ты потерял веру – следовательно, ты прервал нить, связующую тебя с Богом, ты протянул руку сатане и думаешь, что сможешь удержаться там, где захочешь.

Русские безбожники последовательны в своем зле, а ты непоследователен. Отвергая Бога, они отвергают и все остальные ценности: брак, отечество, душу, совесть, нравственность. А ты, отпав от Бога, надеешься сохранить все остальное. Невозможно принять их главную разрушительную догму, которая влечет за собой разрушение всех уровней жизни, и сохранить то, что ты хочешь.

Ты должен выбирать: или не ступать на их опасный путь, или падать с ними в бездну. Если бы Бога не было, как утверждают они в безумии, то люди были бы просто случайно созданным комом гусениц, которых, по их мнению, нужно перед смертью хорошо откормить. Эта их вторая догма – откормить всех одинаково перед жатвой смерти. Ибо, не веря во всемогущего Бога, они верят в могущество смерти. Поэтому, когда они говорят о «земном рае», они в действительности говорят о трапезе, собранной для смерти.

Знай: тот, кто в уме и сердце отвергает Бога, чувствует себя внезапно освободившимся от всех обязательств, лишенным всех надежд, помрачается умом и сердцем. Он легко оправдывает убийство и самоубийство; брак для него – комедия, любовь к детям – глупая сентиментальность, любовь к родине тем более, дружба – простое сотрудничество. Ибо весь мир для них – загон для скота без пастыря, а жизнь – случайная земная плесень. Все это следует за отречением от Бога.

А ты до чего додумался? «Безбожник и настоящий патриот»! – трудно стране с такими патриотами, а народу с такими слепыми вождями! Внегда потреблятися грешником узриши,– говорит пророк (Пс. 36, 34). Разве ты никогда не видел такого раньше? Или не слышал, что бывает с безбожниками? Сокрушит, берегись, сокрушит Всевышний безбожников, как сокрушают глиняный сосуд,– говорит великий Исаия (ср.: Ис. 30, 14). А посему береги свою жизнь и разум. А сохранить их возможно только с помощью Дародателя жизни и разума.

 

Письмо 178

адвокату Симе М., о каиновом страхе

Вас удивляет страх братоубийцы Каина, что кто-то может его убить, в то время как на земле больше никого не было. «Кого боялся Каин? – спрашиваете Вы.– Было два брата: один убил другого, убийца остался в живых, кто же мог его убить?». Но прежде всего вспомните: были живы их родители, Адам и Ева. Разве отец не мог отомстить за своего праведного сына Авеля? Затем родился третий сын, Сиф. Сиф родил Еноса, Енос родил Каинана, Каинан – Малелеила, родившего сыновей и дочерей, среди которых родился и Иаред, который тоже родил сыновей и дочерей и среди них Еноха, а Енох родил Мафусала и других сыновей и дочерей, Мафусал родил Ламеха, Ламех родил Ноя и других сыновей и дочерей. Как же вы говорите, что некому было убить Каина? И сам Каин имел потомство. Каин родил Еноха, Енох родил Ирада (Гаидада), Ирад родил Ме-хиаеля (Малелеила)[25]. Женщины здесь не упоминаются, а только мужчины, как носители и проводники жизни, но очевидно, что Каин имел и женское потомство. В те времена люди жили по нескольку сот лет. Их старость наступала к тысяче лет, как сейчас она наступает у нас к ста годам. Каин, живя несколько сот лет, имел возможность видеть несколько поколений, произошедших от Адама. Следовательно, было кому убить Каина и ему было кого бояться. Но Создатель никому не позволил убить его, а в наказание обрек его на пожизненный страх в течение нескольких сот лет. Заслуженное возмездие за первое братоубийство и ясное предостережение братоубийцам всех времен!

Есть еще одна причина, по которой Каин не был убит. В те времена не было письменности и некому было оставить письменное свидетельство о преступлении Каина для последующих поколений. Следовательно, Каин должен был остаться жить, чтобы выросло несколько поколений, которым он сам свидетельствовал о своем преступлении.

Похвально для Вас, что, несмотря на свои обязанности, Вы читаете Священное Писание, эту Книгу жизни, в которой ясно прочерчены пути правды и неправды, спасения и погибели. Презирающие эту книгу презирают собственную жизнь.

Мир Вам и спасение от Господа.

 

Письмо 279

учительнице Яне З., о молитве

Твой муж – атеист, а твоя жизнь – ад. Его безбожие порождает в нем все худшее, что может быть в человеке: злобу, гнев, жестокосердие, подлость. Мерзость и грех. Не человек, не животное, а подобие человека и подобие животного, управляемое таинственным духом зла. Он одержим идеями «культуры», на которых был воспитан еще в школе,– культура вместо Бога!

Что же остается тебе, сестра? Молиться Единственному, Который может помочь тебе. Никто больше не поможет тебе, даже если ты соберешь консилиум из лучших европейских докторов, даже если позовешь на помощь парламент и академию наук, ни международное сообщество, ни армии всех стран – ничто не поможет тебе. Безумный останется безумным, маньяк – маньяком, а подобие – подобием. Только Создатель его может ему помочь, то есть Тот, Которому он, несчастный червь дождевой, объявил войну. Только Он может спасти его, если Ты умилостивишь Его своей молитвой и жертвой.

Однажды я спросил одну жительницу Белграда, Славу какого святого они празднуют.

– Святого Георгия Победоносца и апостола Луки,– ответила она.

– А почему у вас две Славы? – спросил я.

– Святой Георгий – Слава наших прадедов, а святой апостол Лука спас моего мужа от плена. В годы австрийской оккупации его арестовали и посадили в тюрьму, чтобы затем отправить в плен. Когда его увели, я, рыдая, упала на землю и три часа молилась святому апостолу Луке, потому что это случилось в день его памяти, и дала ему обет праздновать его Славу, так же как мы празднуем Славу святого Георгия. Молилась с надеждой, хотя надежды тогда ни у кого уже не было. И, пока я после слезной молитвы еще делала поклоны, мой муж вернулся домой.

Видишь, что жив Господь наш и помогает вопиющим к Нему? Молись и ты с верой и надеждой.

 

Письмо 38

двум друзьям, которые спорят о том, нужно ли причащать больных

Один из вас говорит: не нужно. Не нужно потому, что существует поверье, что, если больной причастится, он умрет. Другой говорит: нужно, ибо грешно христианину уйти из этого мира без Причастия.

Я на стороне второго. Ибо это – заповедь Церкви. Многие пустынники, жившие вдалеке от храмов и священников, боялись умереть без Причастия и горячо молились Богу, чтобы перед смертью Он послал им священника с Причастием. Благой Промысл Божий исполнял молитвы Своих угодников и посылал им слуг алтаря, и причащались они Святых Таин. Причастившись, они озарялись радостью и расставались с этим миром смиренно и спокойно. Были случаи, когда сам больной желал причаститься, но умирал до прихода священника, потом возвращался, принимал Причастие и уходил уже безвозвратно. Недавно такой случай произошел недалеко от Кралева. Такие случаи ясно показывают волю Божию.

Безумие думать, что больной непременно умрет, если причастится. Множество примеров говорят об обратном. Я не раз присутствовал при причащении некоторых тяжелобольных, которые считались обреченными. Они живы по сей день. Если больные от Причастия умирают, то логично было бы думать, что здоровые от Причастия болеют. А это безумие и богохульство. Если же случалось, что больной умирал после Причастия, то умирал он от болезни, а не от Причастия. Таков был Промысл Божий о нем. Но умирал с очищенной и прощенной душой, примиренный с Богом и людьми.

Мудрый человек думает о смерти и пока здоров, не говоря уже о болезни. В этом царстве умирания нет ничего реальнее смерти. Сказал Господь безумному богачу, который строил планы о том, как еще разбогатеть: Безумный! завтра возьму душу твою от тебя, а чье будет сокровище твое?[26]

Когда больной умирает, горько раскаивается тот, кто не позволил ему причаститься. Однажды заболел некий человек; услышав об этом, местный священник пришел к нему в дом и предложил исповедать и причастить его. Жена больного отказала священнику, говоря: «Нет, отче, не к смерти болезнь, не нужно, отче!». Священник ушел. Больной умер в эту же ночь. Тяжко горевала жена его из-за того, что не допустила к нему священника с Причастием.

Или не знаете, братья, что Причастие для человека важнее любых поминок?

Мир вам от Господа.

 

Письмо 119

студенту духовной семинарии, о значении слов из Послания апостола Павла к Ефесянам

Дорожа временем – так говорит святой отец наш апостол Павел[27]. Спрашиваешь, что означают слова: дорожа временем? Блаженный Иероним толкует их так: «Когда используем время на добрые дела, мы дорожим временем»; святитель Феофан Затворник говорит: «Обращайте время на пользу себе и своим вечным целям». Слова апостола Божия имеют значение, подобное словам Господа: Торгуйте, пока Я вернусь[28]. А когда Он вернется, то есть когда Христос придет снова, чтобы судить мир, то спросит нас, как распорядились мы данными нам талантами. Как использовали мы время своей жизни? Отдавали дешевое за дорогое, как Иаков, или дорогое за дешевое, как Исав? Поддались ли соблазнам этого преходящего времени и продали душу за сладкую земную горечь или все отдали за душу свою?

Потому исполняй заповеди Христовы каждый день, при всякой возможности. Так ты будешь дорожить днями, которые даровал тебе Бог. Ибо дорожить – буквально означает платить. Плати мелким, чтобы получить крупным. Стань ненадолго поденщиком, чтобы царствовать вечно. Ибо Творец наш обещал нам вечное Царство в вечной жизни. Если даже кто-то заключен в темницу, пусть не отчаивается, но день и ночь во мраке тюремном кается и молится Богу. И Господь зачтет ему так же, как и тому, кто свое богатство отдал на строительство церквей. Творец наш видит обстоятельства и ждет от каждого человека, чтобы делал по силам и обстоятельствам своим.

Подчини каждый день службе на пользу твоей души. Исполни его дыханием Духа Божия, да направит Он тебя на всякое благо. Если не сделаешь этого, Он сомнет тебя, как тряпку, и бросит в пустоту. Подобно бурному потоку, который неумелые не могут направить на свою мельницу, и поток увлекает их вниз, в бездну, так и время нашей жизни на земле спасает и несет на крыльях разумных, а безумных опрокидывает и сталкивает в пропасть. Одним служит, над другими господствует. Время для одних – седло, для других – наездник.

Да просветит тебя свет Христов.

 

Письмо 120

почтальону Илье К., о доказательствах существования Бога

Один Ваш друг постоянно твердит: нет Бога! Его слова Вас мучают и хлещут, как плеть. Вы боретесь за свою жизнь и за свою душу. Вы правильно понимаете, что, если нет всесильного Бога живаго, Который сильнее смерти, тогда единственный всесильный бог – смерть. Тогда все живые существа на свете просто игрушки в лапах всемогущей смерти, словно мышь в когтях голодной кошки. Однажды Вы, разволновавшись, сказали своему бедному другу: «Бог есть, это тебя нет!». И Вы не ошиблись, ибо те, кто отпал от вечного Жизнодавца в этом мире, будут отлучены от Него и в мире ином. И ни здесь, ни там не узнают они величественного Создателя всех тварей. А быть в разлуке с Ним – это хуже, чем не быть вовсе.

На Вашем месте я бы сказал ему так.

Неверно говоришь, друг: «Нет Бога». Вернее сказать: «У меня нет Бога», ибо и сам видишь, что многие люди вокруг тебя ощущают присутствие Бога и говорят: «Есть Бог!». Следовательно, Бога нет у тебя, а не вообще.

Ты говоришь так, как если бы больной сказал: «Нет на свете здоровья». Он, не солгав, может сказать только, что он не имеет здоровья, но если скажет: «Здоровья в мире вообще нет», солжет.

Ты говоришь так, как если бы слепой сказал: «Нет в мире света». Есть свет, весь мир наполнен светом, но он, бедный слепой, не видит света. Но если бы верно сказал, сказал бы: «Не имею света».

Ты говоришь так, как если бы нищий сказал: «Нет на свете золота». Есть золото и на земле, и под землей. Кто скажет, что нет золота, неправду скажет. А если скажет правду, должен сказать: «У меня нет золота».

Ты говоришь так, как если бы злодей сказал: «Нет на свете доброты». В нем самом нет доброты, а не на свете. Потому не ошибся бы, если бы сказал: «Во мне нет доброты».

Так же и ты, друг мой, неверно говоришь: «Нет Бога!». Ибо, если ты чего не имеешь, не значит, что не имеет этого никто и нет этого в мире. А кто дал тебе власть говорить от имени всего мира? Кто дал тебе право свою болезнь и свою бедность навязывать всем?

Если же признаешь и скажешь: «Я не имею Бога», тогда признаешь истину, и это будет твоя исповедь. Ибо были и есть выдающиеся люди, которые не имели Бога, но Бог имел их, до их последнего вздоха. Если и при последнем вздохе скажут, что не имеют Бога, тогда и Бог отойдет от них. И вычеркнет их из Книги жизни. Поэтому прошу тебя, друг мой, ради твоей души, ради вечной жизни и вечного Царства, ради слез и ран Христовых, прошу тебя: обрати твое дерзкое исповедание в исповедание покаянное. А то, что после этого должен будешь делать, Церковь тебе скажет, спрашивай!

Мир тебе и благословение от Господа.

 

Письмо 121

отцу, который всюду искал исцеления для сына

Всюду искал ты исцеления для сына. Если слышал о какой-нибудь знахарке, шел к ней. Обошел ты всю Боснию. Наконец, когда понял, что ничего не помогает, ты позвал священника. Но и молитва священника не помогла сыну: он умер. Теперь твоя жизнь потеряла и цель, и смысл. Ты начал думать о самоубийстве, достал яд, спрятал его под подушкой и ночи напролет размышляешь, выпить его или нет. И спрашиваешь меня, за что Господь заставляет тебя так страдать?

И я кое о чем спрошу тебя. За что ты заставляешь Бога страдать? За что мучаешь на Кресте за тебя замученного Господа Иисуса Христа? Тяжкие страдания Он претерпел, чтобы спасти людей от ложных богов, от ложных спасителей, от всех темных сил, действующих через этих ложных спасителей. И все-таки ты прошел мимо Него, единственного истинного, и пошел искать помощи к Его врагам – гадалкам и знахарям. Вот что советует апостол Христов: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). Ты, действительно, позвал священника, пресвитера Церкви, помолиться над больным, но когда? После того как обошел всех гадалок и знахарей! После того как прогневил Того единственного, Кто дает жизнь и здоровье, только после этого ты начал молиться.

Было ли твое сердце чистым и вера крепкой? Господь – скорый помощник тем, кто с кротким сердцем и крепкой верой только к Нему прибегает. Тот же, кто молится и бесам, и Богу, остается без помощи, ибо Господь не желает, а бесы не могут помочь. Святой пророк Илия говорил людям с двоящимся сердцем: Если Господь есть Бог, идите за Ним, а если Ваал, идите за ним[29]. А когда заболел царь Охозия, он не обратился к Богу живому, а послал слуг к Веельзевулу, чтобы у него спросить, поправится ли он. Святой Илия, услышав об этом, пришел к царю и сказал: так говорит Господь: для чего посылал ты посланников, чтобы спросить Веельзевула, как будто нет Бога в Израиле, не поднимешься с постели, на которой лежишь, но умрешь[30].

Так же и ты измучил и разгневал Бога, да простит Он тебе. Возблагодари Его за то, что взял Он твоего сына и тебя сохранил от самоубийства, от погибели душевной, и что оставил тебе время на покаяние. Предайся сейчас Ему одному всем своим сердцем. И Его любовь укрепит тебя и освятит близких, а сыну твоему дарует Царство Небесное.

Мир тебе от Христа воскресшего.

 



[1] Быт. 2, 7.— Ред.

[2] Мф. 6, 8.— Ред.

[3] 1 Фес. 5, 17.— Ред.

[4] См.: 2 Цар. 6, 23.— Ред.

[5] Ср.: Иер. 17, 5.— Ред.

[6] Мф. 5, 44.— Ред.

[7] Лк. 18, 20; См.: Исх. 20, 16.— Ред.

[8] Ср.: Ин. 16, 33, 20.— Ред.

[9] Ин. 8, 32.— Ред.

[10] См.: Ин. 6, 44.— Ред.

[11] Ср.: Мф. 5, 12.— Ред.

[12] Лк. 6, 25.— Ред.

[13] Иак. 5, 16.— Ред.

[14] Пс. 50, 7.— Ред.

[15] Ср.: Гал. 1, 13.— Ред.

[16] Мф. 5, 39.— Ред.

[17] Мф. 25, 35.— Ред.

[18] Мф. 25, 40.— Ред.

[19] См.: 1 Цар. 17, 32–50.— Ред.

[20] См.: Быт. 19, 24–25.— Ред.

[21] Пс. 36, 1.— Ред.

[22] Мф. 5, 12.— Ред.

[23] См.: Мф. 7, 26–27.— Ред.

[24] См.: Иов. 29, 25.— Ред.

[25] См.: Быт. 4.— Ред.

[26] Ср.: Лк. 12, 20.— Ред.

[27] Еф. 5, 16.— Ред.

[28] Ср.: Мф. 25, 27.— Ред.

[29] Ср.: 3 Цар. 18, 21.— Ред.

[30] Ср.: 4 Цар. 1, 6.— Ред.



[i] Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 155–ок. 220), христианский богослов, историк, один из учителей древней Церкви.

По образованию юрист, жил в Карфагене, там же принял христианство; был рукоположен в сан пресвитера. Плодовитый писатель, оставил после себя богатое литературное наследие. К числу его творений относятся «Апологетический трактат», «Опровержение еретиков», «О крещении», «О душе», «Против Праксея» и другие. Впоследствии, однако, будучи человеком крайностей, уклонился от Православия и впал в монтанизм (ересь, утверждавшую, что во Христе мы не получили всей полноты откровения, которое потому еще не закончено, но находится в процессе завершения благодаря действию Святаго Духа).

 

[ii] Сулейман I Кануни (1495–1566), Сулейман Законодатель; в европейской литературе – Сулейман Великолепный, Великий, Турецкий султан.

Правил с 1520 года до своей смерти (он умер во время похода в Венгрию, в городе Сигетвар). При нем Османская империя достигла наивысшего своего могущества, завоеваниями в Европе, Азии и Африке он расширил пределы Турции. Будучи фанатичным поборником ислама, Сулейман жестоко гнал и притеснял христиан: отбирал у церквей имущество, разрушал или превращал их в мечети, стремился уничтожить право христиан на свободу вероисповедания; при нем самые красивые и здоровые дети отбирались у родителей-христиан и воспитывались в мусульманстве.

 

[iii] Фанурий, мученик († до VIII века; память 27 августа/9 сентября), новоявленный в Родосе.

 



Сайт создан в системе uCoz