Доклад заведующего сектором
УИС Синодального Отдела иерея Александра Добродеева
на заседании секции «Тюремное
служение» в рамках XIV Международных образовательных чтений
Ваше
Высокопреосвященство, Высокопреподобие, Высокопревосходительство, дорогие
гости, братья и сестры позвольте поздравить вас с проведением секции «Актуальные
вопросы служения Церкви в местах лишения свободы» XIV Международных
рождественских чтений.
Мне
хотелось бы начать свой доклад словами Его Святейшества Патриарха Московского и
Всея Руси Алексия II в обращении к братьям и сестрам во Христе в узах сущим
сказавшего: «В Рождестве Христовом нам дана возможность преображения души,
свобода выбора добра и света. Даже самый закоренелый преступник, некогда
сеявший вокруг себя зло и разрушение, способен восстать из бездны падения и
омывши свои грехи покаянием вернуться в лоно Церкви. Наша уверенность в этом
подкрепляется примерами многих святых угодников Божиих, сумевших при помощи
Божественной благодати не только сбросить греховные оковы, но и достичь
святости».
Господь
наш Иисус Христос через Свое воплощение, через Свою жизнь на земле, через Свое
учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо излиял на
землю, или лучше сказать на Церковь, всю полноту Своей благодати: просвещающей,
милующей, очищающей, освящающей, обновляющей, утверждающей, руководствующей и
спасающей. Излиял целое море благодати – приходи всякий и черпай воду спасения
сколько хочешь.
Эти слова
как нельзя лучше ложатся в основу концепции деятельности нашего сектора УИС
Синодального отдела по взаимодействию с ВС и ПУ на сегодняшний день. Мы
координируем душевно-попечительскую деятельность в местах лишения свободы и
оказываем помощь в духовно-нравственном просвещении сотрудников УИС и
осужденных во взаимодействии с государственными органами общественными
организациями и СМИ.
Например,
взаимодействие с ФСИН Российской Федерации осуществляется планомерно в
соответствии с Соглашением о сотрудничестве.
Хотелось
бы акцентировать Ваше внимание на том, что при организации воспитательной
работы с осужденными, именно обращение сотрудников УИС к богатейшему духовному
наследию не случайно. В условиях изоляции от общества происходит наиболее
обостренное восприятие основных смыслообразующих вопросов: жизни и смерти,
добра и зла, любви и ненависти, греха и раскаяния и т.д. Именно поэтому проблема
выбора миротворческих основ и религиозных базисных представлений для
осужденного имеет не надуманный, а жизненно необходимый характер. Приобщение
осужденных к религии, к ее духовной культуре, самым благотворным образом влияет
на морально – психологический климат в исправительных учреждениях. Спасение
человека не мыслится в Православной Церкви индивидуально. Хомяков А. пишет:
«Когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается.
Спасающийся спасается в Церкви, как член ее в единстве со всеми другими ее
членами». Поэтому актуальны уже приведенные ранее слова о. Глеба Каледы: «…
наши тюрьмы. Наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами как наши
кровоточащие раны…».
Каковы же
актуальные вопросы, где же зарыт камень преткновения всей нашей деятельности,
где лежит основная проблема? Мне видится ответ на этот вопрос в выступлении
одного высоких руководителей – губернатора. Он очень точно высветил этот корень
зла: « Во всем мире происходит неслыханная «порча человека». И эта проблема представляется
гораздо более острой, чем принято думать. Можно сказать коротко – кризис
экологии человеческой души. В нашей стране масштабы нарушения правовых,
нравственных и духовных стандартов поведения превысили все мыслимые пределы.
Происходит резкое снижение авторитета и влияния факторов, доминирующих при
управлении поведением людей – власти и закона. Их место все чаще и чаще
занимают деньги… В нашей стране, по сути, сформировались две нравственные
реальности: «аппарат государства», публично исповедующий все обязательные нормы
цивилизованной жизни, и «жизнь Государства», где эти нормы практически не
действуют… Нечто чрезвычайно важное было выброшено из системы управления
огромными массами людей. При этом никто открыто не говорит о бесполезности для
жизни общества таких нравственных ценностей, как совесть, правда, верность
долгу, но очень многие своими повседневными действиями уничтожают их влияние.
Как
справедливо провидел Иоанн Кронштадтский: «Свобода совести ведет к жизни без
совести». Видимо, прежде всего, все усилия государства и общества должны быть
сосредоточены на возвращение людям духовности и веры, которые по силе
воздействия на создание и поведение людей многократно превосходят репрессивную
власть.
Духовный
потенциал – это чисто русское понятие. Не умаляя нравственного и духовного
потенциала других конфессий нужно сказать, что для жителей России это еще и
православный потенциал.
На
протяжении всей своей истории его выразитель – Русская православная церковь
хранила и преумножала культуру Россиян, сохраняла, причем в период самых
тяжелых испытаний, целостность народа, его стойкость и нравственные начала.
Православие
было и остается неагрессивным, оно помогает русскому народу впитывать
достижения других культур, высоко ценило и ценит любовь к ближнему, готовность
помочь слабому, руководствуясь чисто нравственными принципами.
Соборность
присущая православию, создает особое мировосприятие.
Стремление
к материальному богатству не было самоцелью, а главным достоинством человека
считалось выполнение христианских заповедей. Русская Православная церковь как
раньше, так и сейчас ориентирована на поддержку сильного централизованного
государства, а значит и сильного правопорядка.
Еще один
насущный вопрос, который очень кстати выразил Верховный муфтий России Талгат
Таджуддин: «Сейчас очень много говорится о свободе совести, но совесть не может
быть свободной, к свободе совести может призывать человек, не видящий, куда это
приведет. Свобода совести дана нам Всевышним и для этого не нужен закон о
свободе совести».
Существующий
закон о свободе совести, о религиозных организациях, к сожалению, за последние
10 лет привел к противостоянию во всех традиционных конфессиях. В немалой
степени страдает от этого и Русская Православная Церковь, когда тысячи
зарубежных проповедников ринулись в нашу страну.
Очень
актуальный вопрос – это реабилитация (или ресоциализация) освободившихся из
мест лишения свободы, которая на сегодняшний день, мягко говоря, носит
зачаточный характер.
Эти и другие
актуальные вопросы являются насущными и требуют живого, заинтересованного
обсуждения, в результате которого и родится истина.
Богу
нашему Слава!
Источник: http://www.pobeda.ru