Предложения Общества
милосердия в тюрьмах "Вера, Надежда, Любовь"
по совершенствованию тюремного служения
на заседании секции «Тюремное
служение» в рамках XIV Международных образовательных чтений
Оказывать из Москвы духовно-нравственную поддержку осужденным в
индивидуальном порядке было очень актуально в 90-е года прошлого столетия,
когда еще не было развернуто тюремное служение в иных епархиях Русской
Православной Церкви, когда на местах не было закрепленных священников за каждым
местом лишения свободы, и когда сотни колоний оставались без какого-либо
духовного окормления.
Общество милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь» по письмам
осужденных направляло в колонии сотни посылок и бандеролей с православной
литературой, иконами, молитвами, свечами, лампадным маслом и пр. Добровольцы
Общества вели так называемую индивидуальную христианскую переписку. Известно,
что Сретенский монастырь и многие церковные приходы столицы также направляли в
места лишения свободы очень большие количество православных книг, иконок,
крестиков и пр.
Шли годы, ситуация в колониях начала постепенно меняться. Теперь в
каждом учреждении пенитенциарного ведомства (СИЗО, ИК, ВК и ЛПУ) есть место,
где хранится большое количество духовной литературы, которую можно вдумчиво
читать в течение долгих десятилетий (было бы желание). Есть также и иконы в
достаточном количестве. Некоторые осужденные делают индивидуальные домашние
иконостасы в спальных помещениях, расставляют иконки на личных тумбочках, чем,
естественно, вызывают недовольство администрации, так как во всем должна быть
мера.
Ныне почти за каждой колонией закреплен священнослужитель, к
которому осужденный может хотя бы изредка обратиться с вопросами духовного
характера.
И, тем не менее, количество писем из мест лишения свободы не
уменьшается. В каждом письме просьба либо чисто материального (вещи, лекарства,
канцтовары) или духовно-материального характера (книги, иконы, свечи и т. п.).
Опыт показал, что чем больше средств и сил направлять на пересылку
почтовых отправлений с материальными ценностями, тем количество обращений из
этой колонии все более будет увеличиваться. Рано или поздно поток обращений
будет значительно превышать возможности. Причем, следует понимать, что пишут в
Москву далеко не самые обездоленные. Есть многочисленные примеры просителей,
ставших профессионалами в вопросах написания слезных писем из мест лишения
свободы с рассылкой их по многим московским адресам. Осуждать этих людей
нельзя, но понимать реальную ситуацию просто необходимо.
Что делать?
1. Сократить до минимума
индивидуальную переписку с осужденными. Если человеку действительно нужна
духовно-нравственная, то он готов годами переписывать с некоторыми
добровольцами Общества, не получая ничего, за
исключение маленьких бумажных иконок карманного размера и ксерокопий молитв,
которые посылаются ему в очень небольших количествах и постепенно в ответ на
его вопросы и обращения.
2. Проводить переписку с
православными общинами с целью дистанционного обучения основам православной
веры, как это с Божией помощью делают в Центре духовной поддержки заключенных
ПСТГУ, или проводить работу со старостами православных общин так, как это
делают в приходе Серафима Саровского под руководством св. Андрея Рахновского,
сможет далеко не каждый церковный приход. Поэтому, по нашему мнению, московские
приходы наиболее эффективным образом смогут помогать осужденным в
колонии через священника, который непосредственно окормляет это учреждение.
В ответ на письмо в храм или
монастырь из колонии, настоятель или священник, который руководит этим
направление деятельности московского прихода, может написать письмо начальнику
колонии (даже без указания ФИО начальника) с просьбой передать сообщение
священнику РПЦ, который посещает данное учреждение ( можно составить такое
типовое письмо). У этого тюремного батюшки можно спросить, что более всего ему
нужно для удовлетворения нужд осужденных в этой колонии, исходя, конечно, из
реальных возможностей московского прихода (указать примерную сумму
пожертвования). Если, например, нужны свечи и лампадное масло, то лучше
выяснить, как будет дешевле: послать деньги почтовым переводом для их покупки
по местным ценам в епархии или приобрести эти предметы в Москве и оплатить
отправку почтовой посылки.
Все, что может послать московский приход, занимающийся тюремным
служением, в тот или иной регион, целесообразнее посылать на имя священника,
так как он лучше понимает, в чем и у кого из конкретных осужденных (или у
православной общины осужденных в целом) есть крайняя нужда. Кроме того, помощь
из Москвы будет каким-то образом поднимать авторитет священника и оказывать ему
самому (и его местным помощникам из числа мирян) помощь в нелегком делании на
ниве тюремного служения при наличии у этого священника не редко очень бедного
приходского храма, с одной стороны, и, с другой стороны, огромного количества
действительно нуждающихся осужденных в колонии, которую он окормляет. Помощью
из Москвы будут удовлетворяться действительно интересы насущные, а не
пожелания, мягко выражаясь, самых настойчивых осужденного.
Постепенно переписка между московским приходом и местным
священником стабилизируется, совместно будут найдены оптимальные пути оказания
духовно-нравственной и материальной поддержки в этом учреждении. Если приход в
Москве имеет возможность оказать помощь не одной, а нескольким колониям –
прекрасно.
Конечно, кроме совместных действий со священником, приход в
порядке исключения может при необходимости осуществлять общение по почте с тем
или иным осужденным, только ни в коем случае нельзя допускать, чтобы частные
жертвователи посылали письма или посылки в места лишения свободы с сообщением
своего домашнего адреса и ФИО. Переписка должна вестись только от
имени храма (или прихода, с указанием только имени-отчества прихожанина, имеющего благословение на духовну переписку).
3. Многолетняя практика Общества
«Вера, Надежда, Любовь» показала, что наиболее эффективный способ обучения
основам православной веры в колониях достигается тогда, когда есть
взаимодействие московской структуры и местного священника. Из Москвы посылаются
методички (вопросники), по которым проводится обучение, а также оказывается
материальная помощь в приобретении учебников и дополнительной литературы, а
местный священник организует по присланным материалам систематическое
проведение занятий с осужденными силами монахинь или мирянок. Такой метод в
качестве пилотного проекта был осуществлен в УФСИН Чувашской Республики.
Приснопамятный прот. Аполлинарий Павлов (скончался 11 ноября 2005
года), возглавлявший это направление пастырской деятельности в Чувашской
епархии, вместе с одной монахиней из местного монастыря провел по методике,
разработанной студентами Московской Духовной Академии и Семинарии, с группой
обучающихся осужденных курс «Основы православной веры» в мужской колонии № 9.
Там в августе 2004 года был проведен первый экзамен по данному предмету
обучения с приглашением представителей Московской Духовной Академии и Общества
«Вера, Надежда, Любовь». Каждый осужденный, успешно сдавший экзамен, получил
соответствующее Удостоверение с подписью митрополита Варнавы и небольшой
памятный подарок.
29 сентября 2005 года экзамен по курсу «Основы православной веры»
сдавали осужденные женщины, обучавшиеся в группе при храме в женской колонии
для наркоманок (Лечебно-профилактическом учреждении № 7). Занятия с ними
систематически в течение 2-х лет проводили женщины-мирянки, духовные чада о.
Аполлинария. К экзамену осужденные женщины подготовились еще более
основательно, чем мужчины. Каждая вначале сдавала письменную работу, а затем
устный экзамен. Всем были выданы удостоверения с подписью митрополита Варнавы,
а также памятный подарок. Оба экзамена проходили в торжественной и радостной
обстановке, чувствовалась искренняя и взаимная любовь обучающих и обучающихся.
В настоящее время идет подготовка к сдаче экзамена по курсу обучения основам
православной веры в мужской колонии № 1, которую духовно окормляет сын
протоиерея Аполлинария – о. Алексий Павлов.
Такая работа в колонии является гораздо более действенной, чем
просто выполнение просьб отдельных осужденных прислать литературу, иконки, чай,
конверты и прочее.
В настоящее время с учетом значительного повышения уровня и
увеличения масштабов тюремного служения в столице, московские церковные
приходы, помимо разрозненных действий, могли бы во главе с Комиссией по
социальной работе в местах лишения свободы продумывать проведение
скоординированных акций или длящихся проектов по тюремному служению,
выбирая то, что, во-первых, по силам, а, во-вторых, соответствует самой острой
необходимости и реалиям изменяющейся обстановки в местах лишения свободы.
Общество «Вера, Надежда, Любовь» также с Божией помощью постоянно
ищет новые пути и наиболее эффективные формы тюремного служения. По нашему
мнению и непосредственному наблюдению, православных книг в колониях сейчас
достаточно, и беда в том, что большинство осужденных просто не хотят или уже не
могут читать. А вот проповедь послушать, или, тем более, фильм посмотреть,
согласятся многие.
Поэтому сейчас наша благотворительная организация претворяет в
жизнь по согласованию с Федеральной Службой исполнения наказаний России проект
по созданию передвижных видео- и аудиотек кассет духовно-нравственного
православного содержания в региональных Управлениях исполнения наказаний. Цель
данного проекта – духовно-нравственное просвещение осужденных в местах лишения
свободы, а также сотрудников пенитенциарных учреждений и членов их семей.
В заключении правление и добровольцы Общества «Вера, Надежда,
Любовь» просят молитв и желают помощи Божией всем, кто трудится на ниве
тюремного служения.
Также просим молитв об упокоении души приснопамятного протоиерея
Аполлинария, который с 1989 года с Божией помощью духовно окормлял содержащихся
и труждающихся в местах лишения свободы на Чувашской земле.
Источник: http://www.pobeda.ru/zone/chteniya/rch2006_09.html