2.5.
Правила чтения Священного Писания
"Пространный Катихизис" указывает три основных правила, которым необходимо следовать при чтении священных книг (Свт. Григорий Нисский).
а)
"... должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о
разумении оного".
Для
правильного уразумения Священного Писания необходимо доверие тому, что Господь
хотел открыть нам в Своем слове. Кроме того, необходима молитва, поскольку
одного естественного человеческого разума недостаточно для проникновения в
смысл Писания, для этого необходима помощь свыше. Прп. Исаак Сирин (VI–VII вв.) учит:
"никогда
не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы
помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить
могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный
смысл" (Свт. Афанасий Великий).
Особенно
полезно слушать Священное Писание в храме, поскольку здесь чтение Слова Божия
сопряжено с церковной молитвой, и само слушание Священного Писания предваряется
особой молитвой, в которой испрашивается у Бога отверзение нашего ума для
разумения Писания.
б)
"... должно читать оное с благоговением, как слово Божие, для нашего
наставления в вере и побуждения к добрым делам".
Иными
словами, чтение Священного Писания является для нас действенным в том случае,
если читая Писание, мы ставим перед собой именно духовные задачи, не преследуя
каких-либо посторонних целей, как то: сдача экзамена, составление проповеди или
статьи, расширение кругозора и т. п.
в) "... понимать оное должно согласно с
изъяснением Православной Церкви и Святых Отец".
Почему
Священное Писание следует понимать согласно с изъяснениями святых Отцов
Православной Церкви? В настоящее время, особенно в протестантской среде, распространено
мнение, согласно которому существует некий чистый смысл Священного Писания. Для
постижения этого смысла необходимо при истолковании Писания отказаться от
всяких внешних авторитетов и стремиться к буквальному, незамутненному пониманию
библейского текста. Но именно об опасности такого самочинного и упрощенного
толкования Священного Писания многократно предупреждали святые Отцы. Свт.
Григорий Нисский писал:
"Представляющееся
с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято в надлежащем
смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом". Поэтому надо:
"благоговеть
перед достоверностью тех, кто свидетелъствованы Святым Духом, пребывать в
границах их учения и знания" (Свт. Иоанн Златоуст).
В
действительности никакого чистого смысла Священного Писания не существует,
каждый человек понимает все, в том числе и Священное Писание, в свою меру,
которая определяется духовным возрастом человека, его жизненным опытом и общим
уровнем культуры. Любое восприятие и понимание всегда субъективно. Можно
сказать, что понимать и интерпретировать – это одно и то же. Понять – это и
значит истолковать приемлемым для себя образом. Поэтому вопрос не в том,
толковать или не толковать, интерпретировать или не интерпретировать, а в том,
на основании каких критериев это делать, положить ли в основание нашего
понимания Библии толкование учителей, святость которых засвидетельствована
Церковью, или же довериться сомнительным мнениям противоречащих друг другу
проповедников? (Дионисий Ареопагит)
Но
каким образом отличить подлинное учение святых Отцов, имеющее авторитет, от
частных мнений тех или иных отцов, которые могут быть и ошибочными? Для этого
существует специальное понятие: "согласие Отцов (consensus patrum)".
В святоотеческом учении принимается только та часть его, по которой имеется
единодушное мнение всех или, по крайней мере, значительного большинства святых
Отцов. По принципиальным вопросам догматического характера существенных
расхождений у святых Отцов практически не бывает.
"Отец
не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа
Святого", – писал св. Иоанн
Дамаскин.
Согласие
отцов по тому или иному вопросу представляет собой богословское мнение, с
которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным учению Церкви. Блж.
Августин предупреждает:
"Кто
отступает от единодушного согласия Отцов, тот отступает от всей Церкви". Пято-Шестой Трулльский Собор 691-692 гг. своим 19-м
правилом постановил:
"аще
будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях".
(Из
„Катехизиса“ о. Олега Давиденкова, с. 30)