1.1.
На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста
девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7)
Как говорил один из первых церковных миссионеров
нашего времени о. Глеб Каледа: „Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные
всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их
лечить“. В последнее время делается активный упор на работу психологов в
колониях. Но психологи не могут в полном объёме решать возникающие вопросы, так
как психология – это наука о душе, а вопросы духовного возрождения через
покаяние психология не решает. Без покаяния, о чём свидетельствует Евангелие,
преображение личности невозможно, а значит, невозможен доступ Благодати в душу
человека.
Все люди, которых мы встретим в тюрьме, рано или
поздно выйдут, хоть на какое-то время на свободу и тогда перед ними встанет
выбор жизненного пути. По словам самих же осужденных, человек боится попасть в
тюрьму только в первый раз, а потом, когда психологический порог уже
перешагнут, они больше склонны к преступлению и гораздо равнодушнее его
совершают. Поэтому, миссионерское служение в колонии, говоря казённым языком,
является „профилактикой правонарушений“. Не нужно забывать, что раньше
государство проявляло социальную заботу об освободившихся, а теперь полностью
самоустранилось от обязанности помогать трудоустройством и жилплощадью. У
многих за время пребывания в МЛС прерываются контакты с родственниками, после
освобождения нет жилья и работы. За годы, проведенные в лагере, они отвыкают
самостоятельно мыслить, и когда встаёт вопрос нравственного выбора между
преступлением и поиском выхода из жизненных ситуаций, его личная воля должна
быть употреблена на доброе разрешение сложных вопросов.
По словам заместителя начальника по воспитательной
работе одного из режимных учреждений, в наше время как никогда часто совершение
преступлений повторяется, один и тот же человек возвращается в „родную“ колонию
второй и даже третий раз. Этот подполковник охарактеризовал положение как
катастрофическое.
Церковь во все времена рассматривала помощь людям,
находящимся в заключении как богоугодное дело: Тогда скажет Царь тем, которые
по правую сторону Его: „приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо…в темнице был, и вы пришли ко
Мне“. Тогда праведники скажут Ему в ответ: „Господи! Когда мы видели Тебя… в
темнице, и пришли к Тебе?“. И Царь скажет им в ответ: „истинно говорю вам: так
как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне“ (Мф. 25,
34–40).
Не
забывайте, что люди, находящиеся в заключении, нуждаются в вашей помощи.
Правда, реально желающих научиться христианской жизни с каждодневной молитвой,
преодолением лености и ложного стыда будет не больше, чем в миру. Не более, чем
в обыкновенном Российском городе – примерно 2%–2,5%. Если в колонии
содержится две тысячи человек, то в вашей общине будет 35–40 постоянных
прихожан. Но именно эти люди и станут опорой в вашем служении.