3.1.
Община
Сложным и важным моментом является организация общины
в колонии. Вы будете работать в колонии общего или строгого режима. Легче
работать в колонии строгого режима. Хотя большинство осужденных отбывают
наказание второй и третий раз, а кто первый, то „срока“ большие, преступления
особо тяжкие, но в этом есть и свои плюсы. Люди, как правило, уже „солидные“ и
даже молодежь со сроками 10–15 лет, хоть и мечтает о чуде, но понимает, что
торопиться некуда. А вот общий режим чем-то напоминает вокзал. Там срока лишения
свободы небольшие, часто происходит смена контингента: кого увозят на
пересылки, кто приехал на два-три года, но, как правило, не досиживает. В
общем, при детальном знакомстве возникает впечатление, что все сидят на
чемоданах и ждут „дембеля“ как в армии. Им мало дела
до веры и покаяния, они еще не поняли, что Господь уже „предупредил“ их. Лишь
очень малый процент начнет ходить постоянно и целенаправленно, остальные будут
часто меняться. Это и есть главное отличие от „вольного“ храма.
На обычном приходе человек может начать посещать
церковь в сорок лет и ходить до самой смерти в один и тот же храм. Здесь, если
есть хоть какая-то общинная жизнь, можно не волноваться за приход. Всегда, даже
если настоятель не слишком заинтересован в настоящей общине, определённое
количество ходит всегда – это прихожане, плюс регулярно меняющиеся „захожане“. Кто-то из „захожан“
остаётся, кто-то из прихожан умирает. В колонии всё не так. В основном отток
из общины не от смертности или перехода в другой храм, где „батюшка
благодатнее“, а от этапов. Вот, кажется, сформировался костяк и можно вздохнуть
спокойно: утром и вечером на молитву ходят люди, днем читают книги, на исповедь
– в очередь и вдруг проходит тихим ветром: „заряжают на этап“. Через некоторое
время ряды ваших прихожан заметно редеют и… все надо начинать с начала. Снова
просвещать, объяснять все, что уже давно объяснено, начинать всю работу
сначала.
Кроме этапов люди будут еще и освобождаться. Из-за
всего этого общинная деятельность в колонии развивается всегда сложней, чем на
свободе. Одновременно на катехизаторские занятия
приходят и просвещенные и те, кто в храме (молебной комнате) первый-второй раз.
Ни в коем случае не допускайте, если у вас молебная комната, чтобы вам „милостиво“
выделили ее одну на двоих с баптистами или евангелистами, а такие случаи есть.
От крепости и постоянной пополняемости общины зависит
успешность всей деятельности. Пресекайте, не грубо, попытки навязать свои
уставы, „которые были в храме энской тюрьмы“. Ориентируйте общину (большинство
которой пришло к Богу в колониях) на реалистичность, чтобы по выходе на
свободу, они, столкнувшись с жизнью обычного прихода, не отпали сразу от Церкви.
Объясняйте, что нужно быть не только прихожанином, но
и немного миссионером. По каким-то причинам, те, кто ходят в храм, обычно
говорят, что колония территория небольшая и все всё
знают, зачем еще кого-то звать персонально, а на поверку оказывается, что
многие и хотели бы прийти, да не знают, когда какое мероприятие и стесняются
лишний раз спросить. Не старайтесь выделять кого-то, здесь это сразу замечают
из-за недостатка внимания, и будут потом обижаться. Не уставайте повторять, что
ходить на молитву в храм желательно каждый день, так вы лично, будете способствовать
достижению церковного единства.