3.3. Поощрения
Каждый из тех, кого вы встретите в лагере, мечтает о
свободе. И пусть у некоторых нет там жилья, от них отвернулись родственники и
им некуда и не к кому идти, но сейчас они об этом не думают, им кажется, что
там, за ненавистным забором проблемы решатся сами собой. Лучше горькая свобода
– чем сладкая тюрьма, – таков принцип большинства.
Для того, чтобы облегчить
себе хоть немного жизнь и укоротить срок, люди, даже самые честные, могут
осаждать вас просьбами. В лагере есть такой непридуманный
принцип: чем больше вы будете материально помогать, тем больше к вам будут
обращаться. Помощь может быть разная, разберем сейчас чисто материальный
аспект, тот который выходит за границы просвещения и вступает на грань
балансировки между запретным и возможным.
Чтобы укоротить срок часто помогает ходатайство о помиловании
так называемая „помиловка“ или простая характеристика.
Не торопитесь разбрасываться документами (а это уже документы т. к. они
приобщаются к делу). Характеристику написать легче, вы от себя характеризуете
человека в произвольной форме, подписываетесь и для значимости ставите печать
вашего храма. С ходатайством сложнее, вероятно, его придется зарегистрировать в
епархиальном управлении, поставить там печать и, кроме того, печать и подпись
настоятеля храма, который ходатайствует. Этот документ может перевесить все
остальные по значимости при УДО. Пишется он примерно так:
Начальнику учреждения УТ 222/20
Петрову Ивану Ивановичу
Церковно-приходского Совета
Свято-Никольского прихода
Церковно-приходской
Совет Свято–Никольского храма г. Такого-то Такой-то
области ходатайствует об условно‑досрочном
освобождении осужденного по ст. 162, ч. II УК РФ ст. 158, ч. II УК РФ к 8 годам лишения свободы Сидорова Андрея
Петровича, 1978 года рождения, отбывающего наказание в УТ 222\20 г. Такого‑то Такой-то области.
Сидоров
Андрей Петрович на протяжении последних трех лет является художником домового
храма Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца.
Работа сделанная им за эти годы свидетельствует о глубоком изменении душевного
строя и одновременно высоком потенциале творческого развития. Андрей Петрович
расписал стены храма фресками, писал иконы для нужд храма, занимался
реставрационной и оформительской деятельностью. Проведенная им работа
свидетельствует о серьезном, неповерхностном подходе
к работе, осознаваемой ответственности, профессиональном росте. Андрей Петрович
всегда посещает богослужения, катехизические занятия, участвует в трудовой
деятельности церкви. По нашему мнению в его личности происходят глубокие
духовно-нравственные изменения, влияющие на его взаимоотношения с внешним
миром: христианской общиной, администрацией, другими осужденными.
После
освобождения Андрей Петрович собирается продолжить занятия церковной
живописью, изучением профессиональной стороны иконописи. Он неоднократно
обращался к настоятелю Свято-Никольского храма г. Такого-то
протоиерею Петру Иванову с просьбой помочь ему получить профессиональные навыки
в одном из монастырей Русской Православной Церкви и получил на это согласие.
По мнению
представителей Православной Церкви работающих с осужденными, Андрей Петрович
может принести много пользы обществу, и достаточно подготовлен для нормальной
жизни вне стен режимного учреждения.
Церковно-приходской Совет Свято-Никольского
Прихода ходатайствует об условно-досрочном освобождении осужденного Сидорова
Андрея Петровича.
Председатель Церковно-приходского
Совета Свято-Никольского
прихода
г. Такого-то: Подпись. Печать.
Конечно, это и форма поощрения, и реальная помощь
человеку, вставшему на путь исправления, но не разбрасывайтесь церковной
поддержкой. Во-первых, вы занимаетесь духовным возрождением человека, а не
юридическим, каждый пусть делает свое дело. Во-вторых, где гарантия, что
человек, за которого вы поручились, не вернется
обратно, да еще в ту же самую колонию? Это потом будет лишний повод указать вам
на то, что: „все они такие, им только выгоду от вас нужно“. Это будет в
некотором роде дискредитация Церкви, каждый сможет показать пальцем и вам
нечего будет возразить.
Можно помогать, в допустимых пределах, мелочью: дать
лампочку человеку, который в бараке молится, а лампочек нет, конверт хорошему
общиннику, молитвослов вновь пришедшему. Такие мелкие знаки внимания, без попрошайничества осужденных, которое вам быстро станет в
тягость (а „опутывать“ просьбами многие хорошо умеют) только на пользу вашей
общине. Человек, особенно забытый всеми родственниками, вдруг почувствует
тепло заботы: „был голоден и накормили…“. Но опять же, не переусердствуйте в
подарках. Известен случай, когда один священник при посещении тюремного храма,
всегда носил с собой два полных пакета еды. Ничего кроме вреда такое
„прикармливание“ не принесло. В храм стали ходить не верующие, а те, кто нашел
здесь для себя „кормушку“. Все необходимое для молитвы, богослужения и
первоочередных нужд, должно быть в храме.
Поощрениями
можно назвать и подарки на особо значимые церковные праздники. Обычно к
Рождеству или Пасхе заранее приносят в колонии хотя бы по одной открытке каждому,
поздравить родственников. На эти же праздники (или любые по вашему усмотрению)
можно организовать стол, пообщаться по душам. Договоритесь с администрацией,
если нужно оформите все что принесли. Люди в тюрьмах не особенно сытые, да еще
и постоянное однообразие в пище, для многих эти мелочи запомнятся на долгие
годы. Обычно берут конфеты, печенье, чай, фрукты – не такой уж сложный набор.
Можно составить список, когда у кого день ангела, персонально поздравлять и
дарить мелкие подарки, книги, например.