5.1.
Быть как все?
Взаимоотношения людей, посещающих храм, и остального
лагерного мира – проблема не только их личная, но и ваша. Почему? Не преодолев
противоречий между окружающим миром и собственной душой, люди остаются там,
где человек человеку „волк“, а не „брат“.
Как это не удивительно, но сложнее всего не простым
„мужикам“, а тем, кто приближен к кому-то или чему-то и имеет в лагере определенный
авторитет, он должен „держать лицо“. Для многих личный подвиг просто
перекреститься и поклониться при входе в храм (молебную комнату), открыто
посещать церковь и не скрывать свое отношение к христианству, быть и на людях
христианином, не стесняться, например, креститься перед едой. Насмешка – бич
лагерного мира. Это через год-два постоянного посещения храма, верующему
многое в барачных отношениях становится почти безразлично, а в период воцерковления, – что, по сути, означает изменение сознания,
– каждая "мелочь" для него усилие воли и личностный поступок человека,
сознательно выбирающего путь следования за Христом.
В общине не скупитесь употреблять обращение „братья“,
„брат“ – это выделит храм на фоне окружающего лагерного мира. При входе
можно сказать, например, „добрый день, братья“ и в общении чаще произносите это
слово. Постепенно все, посещающие храм (молебную комнату), примут эту форму
обращения. Если возникнут вопросы: „Почему мы должны называть друг друга
братьями?“, то можно ответить: „Ну а как еще? Граждане, товарищи, или господа?
В Евангелии все время это слово звучит, и Апостол начинают всегда читать со
слова „братие“. Это вполне церковное обращение“.
Со временем, почти у каждого верующего от 20 до 50 лет,
возникает ощущение антагонизма в отношениях. Жизнь в бараке (или как сейчас
принято говорить, общежитии) начинает казаться многим тягостным, бессмысленным
убиванием времени. Обычно даже между общинниками вне территории храма
отношения остаются в рамках лагерной „игры“. Часто можно услышать горькие
слова: „Вот мы здесь братьями друг друга называем, а в бараке как себя ведем…“.
Конечно, эта скрытность, охрана своего внутреннего мира от вторжения других
людей. Осторожность, первое, чему учится человек в тюрьме, потом это приводит
к излишней мнительности и подозрительности: „Здесь никому доверять
нельзя“, – так считает даже не большинство, а все. Боятся,
что кто-то „подставит“, „поймают за язык“, „разведут“, – т. е. извратят
какие-то слова в пользу того, кому это выгодно, а потом „сядут на голову“,
т. е. начнут эксплуатировать.
То, что я изложу далее, спорно, сами осужденные признают,
что это обычно так, но так не должно быть, потому что не должно быть… В каждом отряде есть такие люди, которых мы выше называли
„черными“ и для простых „мужиков“ особенно опасны те, кто рядом со „смотрящими“
или „блатными“, условно назовем „приблатнённые“, они
обычно, как говорят, „сворачивают кровь мужикам“, т. е. стараются простых
осужденных эксплуатировать морально и материально. Могут реально создать им множество
мелких проблем. Спорность здесь вот в чём: „черные“ должны помогать простым
мужикам и даже в какой-то мере защищать их, но, к сожалению, это не всегда так
и вышесказанное не является ложью.
Вот в таких условиях живет ваш прихожанин. Представьте
себе всю сложность его христианского существования, вы идете домой, а он в
барак, вариться в этом же соку. Выйти из всех этих "игр" прихожанину
почти невозможно, это тоже проблема. Поэтому горечь многих вполне обоснована, в
храме они одни, в бараке – „как все“. Так что, умейте любить людей такими, какие они есть, лагерный храм – место перевоспитания
добром, по желанию самого человека. Один дежурный по колонии так и сказал
автору: „Вся наша система не может сделать столько, сколько один храм“.