Чужая
голова (вместо предисловия)
Невозможно уберечь человека, взявшего на себя нелегкое
тюремное служение, от всех возможных ошибок. Обязательно в процессе накопления
опыта, будут такие ситуации, в которые миссионер раньше не попадал, это
естественно. Однако не стоит воспринимать появившиеся материалы по тюремному
служению, как попытку насадить свою голову на ваши плечи, назидание или
навязывание своего мнения. Да, конечно, в каждом таком материале назидание
присутствует, но ведь с другой стороны, когда вы учитесь в институте или
семинарии, вам тоже несколько лет преподают чей-то опыт. Тюремное служение
становится неотъемлемой частью деятельности Православной Церкви и практические
пособия нужны как воздух, иначе каждый из нас в одиночку будет топтать тропу
ошибок, и тем самым деятельность на этом поприще будет развиваться гораздо
медленнее, чем хотелось бы.
Кроме того, различаются пособия для больших городов и
обыкновенных районных центров. В большом городе легко можно найти 10–15
предпринимателей, которые небольшими суммами будут помогать вам ежемесячно, что
снимет с прихода финансовую нагрузку, а в простом уральском или сибирском
городке таких людей не будет, здесь вы можете найти одноразовую помощь и то, не
для лагерей, скорее всего, а для общественных мероприятий. В силу того, что по
телевидению и в бульварной литературе все время муссируется тема насилия, к помощи
людям, находящимся в заключении, не все люди относятся положительно. В
основном это ассоциируется с "общаком",
потому предпринимателю, которого знает половина города, нужна слава
благотворителя, а не участника тюремной кассы.
К сожалению, знания, полученные из некоторых художественных
– пусть даже православных – книг, часто поверхностны и не представляют
никакой практической пользы, кроме эмоций. Например: прекрасный православный
автор, написавший книгу о своем служении в горячей точке и о том, как в
экстремальных ситуациях человек приходит к Богу, написал, затем, и другую книгу
о жизни верующих в тюремной общине. Эта книга, по мнению самих же верующих
осужденных, лишь точка зрения, не выдерживающая никакой критики. Изложение не
лучших рассказов так, как их услышал автор. Такие книги, как и бесчисленное
бульварное чтиво о лагерях, обычно, плод воображения
авторов.
Сегодняшние лагеря и жизнь их обитателей отличается от
той, которая была в советское спокойное время. Тогда общество имело хоть и
искаженные, но все-таки нравственные устои, осужденные работали на
лесозаготовках, жизнь, как общества, так и лагерей можно было охарактеризовать
как стабильную. Нынешняя преступность сильно помолодела и значит, помолодели
обитатели тюрем; во-вторых, настоящих преступников сейчас в лагере гораздо
меньше, чем тех, кто попал на бытовой почве; и, в-третьих, если раньше
отношения, жаргон и прочее шли из "тюрьмы" на волю, то теперь, все
наоборот. Общество так быстро криминализировалось,
что способно стало соперничать с лагерем даже в придумывании новых понятий и
жаргонных терминов.
Земная
Церковь стройная и строгая система, в которой иерархический и догматический
порядок способствует целостности и единству в мире хаотических идей и желаний.
Церковь в местах лишения свободы – не исключение из общецерковной жизни.
Хорошая методическая база, профессионализм – способствуют быстрому развитию
общинной жизни во всем многообразии её существования. Целенаправленная,
грамотная работа с первого же месяца служения поможет достигнуть достаточно
быстрого эффекта и не придется тратить время на изучение ситуации. Вот главные
мотивы, заставляющие взять в руки перо.