Введение
Работа с режимными учреждениями ГУИН (главное
управление исполнения наказаний) отличается своей особой спецификой и является
одним из самых сложных направлений в миссионерском служении Православной
Церкви. Для успешной многолетней работы одного состава людей в режимном
учреждении необходимо учитывать специфические особенности данного направления
служения.
Желательно не
менять часто людей, занимающихся служением, так как контингент привыкает, "испытывает"
человека, и нарушать установленный контакт, значит обрекать себя на
необходимость заново строить доверительные отношения. Священнослужитель, изучая
свою тюремную паству, знает и ее особенности: кому он наложил епитимию, кому
нельзя подходить ко Причастию, кому нельзя на Исповеди
на глазах у других осужденных прикладываться ко кресту и Евангелию. Кроме того,
у каждого верующего свои особенности характера и такие тонкости нужно знать –
вы будете общаться не с простыми прихожанами. Для налаживания работы следует
поставить некоторые основные вопросы и ответить на них.
В России сотни тюрем и они поставляют ежедневно людей,
побывавших „по ту сторону забора“. Если преступление не
серийное, не хорошо спланированное, а на бытовой почве (для некоторых
преступлений сложились даже свои определения, например, „кухонные бойцы“ – это
те, кто попал в тюрьму, совершив преступление в быту), то человек, попавший в места
лишения свободы (МЛС), вовсе не закоренелый преступник, а такой же, как мы с
вами, обыватель, только нарушивший закон. Может быть, он сделал это в
нетрезвом состоянии (таких преступников большинство), или в состоянии аффекта,
потеряв на какое-то время контроль над собой. Такие люди, пройдя лагерную
школу, зная уже, что такое тюрьма, легко идут на преступление снова и снова,
как говорится: в тюрьму тяжело садиться только первый раз… Таким
людям чаще других нужна духовная поддержка, еще она нужна молодым ребятам из
неблагополучной социальной среды, они, чтобы выжить, промышляли мелкими кражами
и никогда не видели тепла и сочувствия.
Получается замкнутый круг: с одной стороны тюрьма мало
кого лечит, а в основном калечит, с другой – не спросить за преступление,
значит настроить на безнаказанность. Вот почему присутствие Церкви так
необходимо в колониях, кто еще сможет поддержать в человеке человеческое против
звериного, и даже научить правильно жить духовной
жизнью. Каждый день армия прошедших лагеря, озлобленных, потерявших
родственные и социальные связи людей растет, и они наполняют наши улицы,
брошенные государством и отверженные обществом.
Наверно,
каждому, кто занимается служением в МЛС, хотелось бы (это естественно), чтобы у
него были прихожане такие, каких он себе нарисовал. Как в Евангельской притче,
основная часть прихожан люди, не слишком авторитетные в колонии, хотя при
правильном подходе к работе будут и другие. В основном – это все те же жаждущие
и страждущие, нищие и прокаженные. В городе каждый живет своей жизнью, и никому
нет дела, кто рядом с ним стоит на службе, какой у него социальный статус.
Здесь все друг друга знают, живут в одном или соседнем бараке и, представьте
себе, – что часто случается, – унижающий и унижаемый встанут рядом. Им придется
по-настоящему, а не лицемерно ломать свою гордыню, а значит и привычный уклад
жизни, только тогда собравшихся в храме можно будет
назвать общиной.