Группа духовной
поддержки православных общин в заключении Православного Свято-Тихоновского
Гуманитарного Университета.
Переписка с
заключенными
Этот доклад, который
я делаю от лица группы, посвящен теме письменного общения с заключёнными,
уверовавшими во Христа. Я хочу показать, насколько эффективна эта форма
катехизации на примере работы нашей группы, и призвать всех, кто почувствует
желание участвовать в этом необходимом деле. Мы, предлагаем воспользоваться
нашим опытом для организации этого служения в своих приходах и братствах, мы
готовы предоставить все имеющиеся у нас материалы, помочь консультацией, а так
же принять чей-либо опыт и замечания к нам. Мы предлагаем объединить усилия в
этом благом деле. Тут хочется привести слова отца Глеба Каледы: „…преступникам,
отвергнутым обществом, нужна любовь. Они, как малые дети, бывают
чувствительными к ней…“, „…наши современные тюрьмы и исправительно-трудовые
колонии – это огромные приходы, нуждающиеся в Слове Божием и духовном
окормлении, может быть больше, чем обычные приходы в миру…“.
Наша задача не
пастырская, но задача отчасти миссионерская и в основном катехизаторская. Я
коротко расскажу о нашей группе. Возникла она не сразу. На письма, которые
приходили в институт стали отвечать, сначала, разные люди, как студенты
института, так и со стороны. Они менялись, одни исчезали, бросая переписку,
другие появлялись. За последние 4-е года появился небольшой костяк из выпускников
миссионерско-катехизаторского факультета, который не уходил. Нас было не много,
и в результате некоторым пришлось брать для переписки до 20-ти человек, так как
есть письма, на которые не ответить, просто невозможно. Например, пишут так: „…
Уже год, как в жизни моей появилось то, ради чего стоит жить, стоит переносить
лишения, а если нужно, то и умереть…“, „…А, однажды, проснувшись после ночи, я
ощутил непреодолимую тягу к знаниям. Куда там голоду физическому до голода
душевного…“. Пишут и так: „…по возможности, помогите мне, Библии у меня своей
нет, а без нее я просто задыхаюсь…“. Много писем, по сути означающих сигнал
„SOS“! И письма все копились и копились, а отвечать было некому. Наконец,
Господь призрел на нас и осенью 2001 года, у нас появился руководитель и
организатор, группа стала централизованной, дело наше упорядочилось, появились
благотворители, появилось свое помещение. И очень важно то, что мы смогли
собираться, соборно решать проблемные вопросы, обмениваться опытом. Постепенно,
идет обобщение опыта переписки для того, чтобы передать его тем, кто захочет за
это взяться. Сейчас в нашей группе 37 человек – они ведут переписку со 120-ю
заключенными. Мы выявили, что у нас письма, поступающие с чисто материальными
просьбами, составляют 30%. Остальные 70% содержат в разной степени просьбы
духовного содержания. Из них – 10 % общины, которые просят литературу, свечи и
др., 10 % - просят обучение основам веры, и 50 % - просят письменного общения с
братьями или сестрами христианами и духовную литературу. По данным
Троице-Сергиевой Лавры к ним поступают письма более 90 % содержащие чисто
материальную просьбу, почти также обстоит дело и в приходах. К сожалению, мы не
в состоянии обеспечить всех, кто просит, материально, поэтому по мере
возможности делаем это только для тех, кто ведет с нами переписку на духовной
основе. Благодаря этому к нам стали обращаться преимущественно за духовной
нуждой. Для удобства мы составили несколько стандартных ответов на разные
случаи похожих просьб, кроме индивидуальной переписки, на ней я и остановлюсь
более подробно.
Исходя из опыта
такой переписки на протяжении нескольких лет, и рекомендаций духовных лиц, мы
составили памятку для начинающих переписываться с заключенными. В ней
содержаться различные рекомендации, предостерегающие человека, взявшегося за
переписку, от возможных ошибок и следующих за ними неприятностей. Дается,
например, совет быть максимально терпимым и доброжелательным, но в то же время
соблюдать некоторую дистанцию и не делать переписку слишком личной. Писать о
вере, о духовной жизни, но ни в коем случае не брать на себя роль „духовника“,
чаще ссылаться на труды святых отцов, традицию Церкви, объяснять некоторые
технические нюансы в отправке писем и бандеролей. Индивидуальная переписка
важна и ценна тем, что тут вера, ее тепло и свет передается непосредственно от
сердца к сердцу, как бы переливается по капелькам, а потом растет через
молитву, Таинства, Слово Божие. Большое значение имеет отправка в места
заключения духовной литературы. Вот как, например, пишут об этом членам нашей
группы те, кто начинает путь к Богу: „Все книги получил. Огромное спасибо Вам.
Опять столько нового для себя открыл и ответы на некоторые вопросы получил… я
благодарю Бога за то, что Он мне послал Вас, а точнее всем нам. Ведь столько
народа из этих мест, общаясь с Вами, открыли для себя совершенно другой,
наипрекраснейший мир…“ Соколов С. 1999 г.
„Мое общение с
Вами приносит мне огромную пользу. И оно оказало на меня сильное благодатное
действие. Я впервые в жизни пришел к батюшке на исповедь, исповедался и
причастился. На душе как-то легче стало. Спасибо Вам за это, так как я осознал
необходимость исповедания и причастия благодаря общению с вами и книгами,
которые Вы мне выслали…“. Суетнов И. 2000 г.
После этого
обычно начинается настоящая борьба со страстями, т. е. люди вступают на
путь очищения души, на путь, ведущий к Богу. Люди делятся трудностями духовной
борьбы, и поддержка им в этом очень нужна. „…Думаю, насколько я далек от
духовной жизни, хоть вроде я и читаю, и постоянно думаю о Божественном, а все
иду на поводу у страстей…“. Булавский Д. 2000 г.
„…Проблема с этим
гневом, ох как же стараюсь и молюсь, помогает, но очень сильно им поражен, даже
самому страшно…“. Жирнов Д. 1998 г. О тяжести исправления пишут все, кто вступил
на этот путь. Бывает важно в этот момент поддержать начинающего, ободрить
словом, выслать нужную литературу. Бывает так, что проходит время и не узнать
человека. У нас есть примеры такого преображения.
В течение трех
лет переписки заключенный (убийство трех человек, срок – 25 лет), который
сначала был явно под протестантским влиянием, начал постепенно сознательно
исповедоваться, причащаться, стал старостой православной общины и теперь строит
на территории колонии храм, в котором отныне всегда будут о нем молиться как о
„строителе и благоукрасителе“.
Не всегда,
конечно, духовный рост идет прямо по нарастающей, но перемены все равно обычно
отчетливо видны при длительной переписке и это особенно радостно видеть. Люди
пишут, что исчезает уныние, бросают по молитве к Богу курить, радуются духовным
познаниям.
Вот пример из письма: „… Продолжаю читать чудесную книгу Св. Силуана Афонского. Книга потрясающая, из раза в раз открываю для себя что-то новое. Когда читаю, то радуюсь жизни. Как Господь велик! Счастье-то какое, дал Он мне это увидеть, мне негодному…“.С. Соколов 2000 г.
Это после двух
лет переписки.
Это не
единственные примеры, их много уже в нашей практике.
Такая
эффективность объясняется тем, что мы общаемся с человеком в течение
длительного срока (годами), ведем постепенную катехизацию, причем
индивидуально. При переписке человек ощущает, что в его судьбе мы принимаем
участие, что он нам не безразличен и боле того, мы по-христиански его любим и
желаем спасения его души. Для многих это вообще новое, неведомое чувство и
новые отношения. Таким образом частично компенсируется недостаток церковного
окормления и отсутствие христианского общения, которое имеется на свободе.
Конечно, остается еще тема жизни заключенного после выхода на свободу. Один из
них сам пишет о проблеме становления человека на верный путь после тюрьмы. Он
говорит, что решение этого вопроса нужно искать в способе окормления колоний:
„…там нужно создать общины с живым общением с христианами, живущими на свободе.
Необходимо встречать освобождающегося и помогать ему на первых порах. Человек
должен чувствовать, что обрел семью. С этой точки зрения я и рассматриваю нашу
переписку – с точки зрения вхождения в семью…“ пишет он. Ясно, что в полноте
это невыполнимо, но частично что-то можно сделать. Например, создать фонд
первой помощи освобождающимся для обеспечения одеждой и некоторой суммой денег.
Об этом мы как раз думаем уже. Кроме того, есть замысел договориться с
приходскими священниками о том, чтобы принять бывшего заключенного в церковное окормление,
чтобы батюшка заранее знал, что придет конкретный человек, которому, по
возможности, нужно помочь с воцерковлением.
Из моей практики
переписки с 1998 г. – двое живут церковной жизнью, один частично, но он
переживает свои падения.
Конечно, есть и трудные
подопечные, есть поверхностно верующие, если можно так сказать, встречаются и
душевно больные, но сколько из них писали нам одну простую фразу: „спасибо за
то, что Вы есть“.
Итак, мы
свидетельствуем о том, что способ индивидуальной переписки с заключенными имеет
большее значение в деле их спасения, и становления на верный путь.
Приведу еще такие
слова заключенного: „…Ваша милость и письма очень сильную имеют помощь, как с
материальной стороны, так и с духовной. Как сказал один Оптинский старец, что хлеб
и милость даже разбойника смиряет. Я это ощутил не только на себе, но вижу на
примерах других заключенных. Те люди, которые ведут переписку с другими
братьями христианами, меняют свой образ жизни уже здесь, глубже изучают
Писание, чаще прибегают к молитве, становятся намного спокойнее и
рассудительнее…“. „…Матушка, Ваша помощь и молитвы вернули меня к жизни, ибо я
уже был на грани отчаяния. Я почти потерял веру в людей… Я устал от зла и
неправильной жизни, очень хочется делать людям добро и радость…“ Рунёв Игорь
2002 г.
Заканчивая свой
доклад, я снова обращусь к словам отца Глеба Каледы : „Наши тюрьмы, наши
лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и
гноящиеся раны. И нам их лечить“. Думаю, что это, очевидно, относится не только
к священнослужителям, но и ко всем христианам, как к людям, составляющим единое
Тело Христово. Относительно здоровые, или лучше сказать несколько менее
больные, естественно, заботятся о более больных, а также об увеличении числа
членов, составляющих Церковь – сей
спасительный „Корабль“. Множество павших, но желающих подняться верою во
Христа, находятся сейчас в сектантской, еретической, тяжелейшей бездуховной
тюремной среде, они простирают к нам свое сердце, возлагают на нас свою
надежду.
Еще раз, мы призываем
всех, кто может найти время и силы, принять посильное участие в этом
богоугодном деле.
Источник: http://www.miloserdie.ru