Допущено Министерством
образования Российской Федерации
САТИСЪ
Санкт-Петербург
2004
ББК 71.05
М 80
По благословению
Архиепископа Брюссельского и
Бельгийского СИМОНА
Священник Алексий Мороз,
кандидат педагогических наук, член Союза писателей; Берсенева Тамара
Александровна, кандидат педагогических наук
Рецензенты:
М.В. Захарченко, доктор
философских наук, профессор кафедры истории педагогики СПбАППО.
Л.Ф. Шеховцова, доктор
психологических наук, профессор кафедры психологии СПбАППО.
Е.И. Власова, ст. н. с. Института общего
образования МО РФ, кандидат педагогических наук;
Т.В. Склярова, зав. кафедрой социальной
педагогики Православного Свято-Тихоновского института, кандидат педагогических
наук;
Е.А. Карунин, доцент МГОПУ
им. М.А. Шолохова, кандидат педагогических наук.
Учебное пособие написано в
соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная
культура». Оно ориентировано на две содержательные линии: православный образ
жизни и нравственная культура Православия. Рассчитано на средний школьный
возраст. Возможно использование в системе дополнительного образования.
ISBN 5-7868-0098-9
© Издательство «Сатисъ»,
2004.
© Священник Алексий Мороз,
Т.А. Берсенева, 2004.
Дорогой друг! Книга, которую
ты сейчас держишь в руках, называется «Уроки Добротолюбия». Оказывается, добру,
правильному поведению надо учиться. Надо учиться жить так, как заповедал Бог,
Источник жизни, любви и всякого блага. К сожалению, большинство людей нашего
времени не только не исполняет заповеди Божий, но даже и не знает их. Многие
наши современники не в состоянии отличить добро от зла. Между тем точно так же,
как существуют законы материального мира, существуют и действуют законы мира
духовного. И кто не исполняет их, обрекает себя и свое потомство на духовную и
физическую гибель. И внимательно присмотревшись, ты увидишь подтверждение наших
слов в окружающем тебя мире.
Чтобы сохранилась и
изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять
поведение людей, их отношение к Богу, друг ко другу и окружающему миру. Мы не
можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда
мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше будет людей, любящих
добро, тем лучше и радостней будет наше общество.
Итак, жизни по заповедям
Божиим надо учиться. Здесь нам поможет изучение основ нравственной культуры
Православия. Нравственность неотделима от понимания Бога и Его промысла о
человеке и его назначении. Недаром говорится: «Где нет Христа, там и нет
нравственности». Не зная, как устроен человек, к чему он призван, какие
конкретные задачи в этой жизни перед ним поставлены, невозможно думать,
чувствовать и поступать нравственно, то есть правильно, согласно воле Божией.
Поэтому наш учебник
начинается с того, как устроен человек, с его духовного и телесного устроения.
Ты узнаешь, в чем выражается образ Божий в человеке, что такое дух и душа
человека. Ты узнаешь, в чем заключается свобода человека и его произволение,
почему и как надо бороться со страстями, что значит жизнь с Богом и как надо
воспитывать свой характер, что такое настоящая любовь, что значит быть нужным и
многое-многое другое.
Знания, которые ты
приобретешь, прочитав эту книгу, помогут тебе стать настоящим Человеком. Не
прожечь и бездарно провести полученную от Бога жизнь, а приумножить данный тебе
от рождения талант во много раз, стать нужным Богу и людям. Но все это
потребует немалых усилий. Недаром в народной пословице говорится: «Божие
крепко, а вражие лепко». Порокам и страстям человека учить не надо, часто при
отсутствии духовной жизни они возникают сами. Но вот добру, целомудрию, чести,
настоящей любви – учиться необходимо. И не только учиться, но и прилагать большие
усилия, чтобы они стали частью твоей личности. В настоящее время, когда вокруг
столько лжи, грязи и обмана и очень мало добрых примеров для воспитания, надо
усиленно заниматься самовоспитанием: созидать из себя, конечно с Божией
помощью, настоящего Человека, гражданина Царства Небесного. В этом, мы
надеемся, тебе и поможет наша книга.
Помощи Божией тебе в учении!
Глава 1
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
Задумывался ли ты
когда-нибудь над тем, как ты устроен? Чем ты отличаешься от камней, растений,
животных? И чем вообще человек отличается от окружающего мира?
Давай вместе подумаем над
этими вопросами.
Ну, во-первых, коснемся
того, что сразу бросается в глаза. Того общего, что есть у всех и у всего в
окружающем мире. Это общее – тела. У камней, кристаллов и других минералов они
одни, у растений – другие, у животных – третьи. У человека же особое тело, во
многом отличное даже от представителей наиболее близкого к нему животного мира.
Но кроме тела человек
обладает еще чем-то, чего нет ни у кого другого в окружающем мире. Подумай,
чем?
Да, человек может говорить,
писать, рисовать. Но прежде чем все это начать делать, он должен... подумать.
То есть вначале появляется мысль, которая потом может получить материальное
выражение при помощи человеческого тела. Мы не видим ни нашу мысль, ни мысли
других людей. Их нельзя пощупать, взвесить, измерить – они не материальны. Но
они есть, это мы знаем по опыту, хотя внешними чувствами организма они
непостижимы. Часто на сердце у тебя бывает печаль, или радость, или другое какое
чувство. Но опять оно невидимо и постигается и ощущается тобою только внутри
тебя. Иногда совесть обличает тебя в плохом поступке, какого никто не видел и
никогда не узнает, но что-то внутри говорит – ты сделал не так! Это говорит
совесть.
Как видишь, внутри человека
есть целый мир невидимых мыслей, размышлений, чувств, переживаний, стремлений,
желаний, которые часто не связаны с видимым миром. Они нематериальны, они живут
своей особой жизнью. Все это происходит в душе человека.
Видишь, какое сложное существо
– человек. Интересно, как же появился человек?
Создание человека и его предназначение
Ты, наверно, уже слышал, что
Бог создал человека и создал его особым образом, отличным от всего ранее
сотворенного. Вот как об этом написано в Библии: И создал Господь Бог
человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек
душею живою (Быт. 2, 7). Видимый и невидимый мир был сотворен Богом, а не
возник сам из ничего. Человек становится венцом всего сотворенного. Тело его
творится из праха земного, а дух, душа вдыхается Самим Господом.
Бог образует дух человека и
создает индивидуальную душу его. Именно дух определяет Богоподобие человека,
будучи подобием Божественного Духа, т.е. Самого Бога: И сотворил Бог
человека по образу Своему (Быт. 1, 27).
Как мы видим из сказанного,
сущность человека имеет двойственную природу. С одной стороны, он – земной,
является вершиной земного творения; с другой – он включает в себя ангельское
небесное бытие. Дух человека подобен ангельскому духу, но пребывает в телесной
оболочке. Двойственность природы ставит человека в исключительное положение.
То, что человек является
венцом земного творения и включает в той или иной степени все ранее сотворенное
Богом, видно хотя бы из стадий развития человеческого зародыша. Развитие
человеческого зародыша есть краткое повторение развития всего живого.
Человеческий зародыш проделывает весь органический путь, начиная от одной
клетки до вполне развитого человеческого младенца. Кроме того, человеческая
кровь содержит в себе практически все микроэлементы земли: калий, магний,
кальций, фосфор, железо и даже золото. Это еще одно свидетельство, что человек
создан из праха земного.
Человек также включает в
себя и все небесные начала. Человек есть космос в миниатюре и получил название
микрокосмоса, в отличие от внешнего мира – макрокосмоса. Такое понимание
человека было развито еще у древних греков, в творениях их лучших философов,
пытавшихся понять и осознать сущность и назначение человека в этом мире.
Завершение
творения. День покоя
Человек изначально был
призван к осуществлению связи между мирами материальным и духовным. Через него
материя должна была одухотвориться, обόжиться. Но человек изменил своему
изначальному предназначению, впал в грех.
Прах земной – пыль земная, частицы земли.
Ангельское небесное бытие – образ жизни и действий
ангелов в их небесном мире.
Ангелы – духовные создания, сотворены
Богом по Своему образу бестелесными, наподобие человеческого духа. Были
сотворены Богом до создания человека. Наделены большими силами и знаниями.
Являются вестниками воли Божией на земле.
Грех – действие, направленное
против воли Божией, являющееся нарушением Его святых заповедей.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Как учит Священное
Писание о создании человека?
2. Из чего создается тело
человека?
3. Как создается дух
человека?
4. Как ты понимаешь, каково
было изначальное предназначение человека?
5. Что такое грех?
Первые люди знали Бога
лично, как ты знаешь своих родителей, и постоянно общались с Ним. Господь
заповедал людям возделывать рай, нарекать имена животным и всякой твари, а
также господствовать над всем материальным миром. Все дозволялось человеку,
кроме одного. Нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла, которое
находилось посреди рая. «Если нарушите эту заповедь, – предупреждал Господь, –
то станете смертными». Люди верили Богу, зная, что от Него всегда исходит
только добро, только любовь, и не нарушали эту заповедь.
Диавол, некогда могучий, но
впоследствии падший ангел, страшно завидовал близости людей к Богу. Он хотел,
чтобы люди слушались и подчинялись ему, а не Творцу мира. И вот он придумал
способ обольщения первых людей. Приняв образ змея, лукавый предстал Еве и стал
искушать ее хитрыми и каверзными вопросами. «Правда ли, Господь не разрешил
питаться вам от райских деревьев? – спросил он, прекрасно зная, что говорит
ложь. – Нет, – сказала Ева, – от всех деревьев мы можем есть, кроме одного. От
него, как сказал Господь, если съедим, то умрем». «Не умрете, – слукавил
диавол, – но сами станете как Бог, ибо познаете, что такое добро и что такое
зло».
Падший дух обманывал людей.
Он знал, что они станут смертными, что через непослушание Богу отпадут от Него
и станут подвластными диаволу созданиями. Он этого и добивался. Но искушал он
людей знаниями! Познайте новое! Станьте богами без Бога! Как часто мы слышим
подобный призыв и сегодня.
И Ева прельстилась... В ее
душу вкралось сомнение в праведности Бога: «Бог что-то скрывает от меня. Не
хочет давать мне какие-то знания. Тогда я возьму их сама». Она сорвала плод и
ела его. Затем дала Адаму, и он ел. Но вместо того, чтобы стать как Бог, они
стали смертными, попали под власть диавола, увидели свою обнаженность, и им
стало стыдно. И они спрятались от Бога между деревьями рая. Бог дал человеку
возможность покаяться, чтобы вернуться в свое прежнее достоинство, но человек
оказался упорен в грехе. Адам стал сваливать вину нарушения заповеди не только
на Еву, но и на Самого Бога: Жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод от
дерева, и я ел. Ева во всем обвиняла змея: Змей обольстил меня, и я ела.
Вкусив запретный плод от
дерева познания добра и зла, Адам и Ева на собственном опыте узнали, что такое
добро и что такое зло. Оказалось, что добро есть жизнь с Богом, счастье, мир,
радость, отсутствие болезней, печалей и бессмертие. Зло же – это жизнь без
Бога, страдание, болезнь и смерть. Но горечь зла и трагичность его последствий
узнавалась постепенно, поэтому в момент грехопадения первые люди не хотели
каяться в доделанном грехе, а занимались самооправданием.
Искушение Евы диаволом
Как часто это встречается и
сегодня. Все виноваты, кроме меня: и обстоятельства, и окружающие люди, и
будильник, который вовремя не зазвонил. Все тот же страшный грех самооправдания
и отсутствие мужества сказать: я виноват, простите, постараюсь исправиться.
Работа со словарем
Обольстить уговорить, настроить
кого-либо на греховные действия и поступки.
Прельститься – согласиться на чьи-то
греховные предложения или мысли и поступить соответственно с ними, принять ложь
за правду.
Каверзный вопрос – вопрос,
заключающий в себе элементы лжи и поставленный так, чтобы смутить человека,
посеять в нем сомнение в истине.
Искушение – духовное испытание.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. В чем суть грехопадения?
2. Почему диавол прельстил
человека?
3. Почему человек
прельстился на искушение диавола?
4. Что произошло в
результате грехопадения?
5. Мог ли Бог простить
человека?
6. Просил ли человек
прощения у Бога?
Понятие о душе человека
Чтобы понять, как сильно
изменился человек в результате грехопадения, нам надо осознать его душевное и
духовное устроение.
Душа – это суть человека, в
ней вся его своеобразность, его самосознание. Святой Григорий Неокесарийский
приводит следующее доказательство существования души. Тело может двигаться при
воздействии извне или изнутри. Извне наше тело никто не движет, следовательно,
оно движется изнутри, т. е. имеет душу.
Человеческая душа
индивидуальна, особенная у каждого человека, хотя и одинакова у всех по своей
природе и составу. Как ни один человек внешне полностью не похож на другого,
так и души отличаются одна от другой.
В душе можно выделить три
основные силы. Это, во-первых, мыслительная сила (разум, рассудок), во-вторых,
сила желательная (желания, стремления, воля), в-третьих, раздражительная сила
(чувства, эмоции).
Мыслительная сила должна занимать
главенствующее место в душе. Разум призван управлять всеми другими силами души
и контролировать их деятельность. Разум тесно связан с мозгом, через который
человек получает информацию о теле и о процессах вне тела. Мозг получает
информацию через анализаторы. Он тесно связан с речью, определяет способность к
логике, анализу и т.п.
Сила желательная: здесь происходит проявление
воли в виде желания, вожделения (очень сильного желания), устремления к
чему-либо.
Раздражительная сила: ум приходит в
соприкосновение с предметами внешнего мира посредством чувств и через чувства
принимает их. У души есть одно внутреннее чувство (сердечное), от которого
вышли пять внешних чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. В чувстве
кроется основная сила души, которая проявляется в двух видах: природной
ревности к добру и усердию в доброделании.
Поэтому царь Давид просит: Сердце
чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50). В
извращенном виде после грехопадения раздражительная сила души стала проявляться
как гнев и похоть.
Работа со словарем
Ревность (ревность к добру) –
неослабеваемое желание творить добрые дела, делать все во славу Божию. Доброделание
– совершение добрых дел.
Похоть – половая страсть,
сладострастие, желание запрещенного, постоянно присутствующее в человеке и
влияющее на его образ мыслей и действий.
Гнев – сильное отрицательное
чувство человека, насыщенное разрушительной энергией и помрачающее действие его
разума. Возникло в результате грехопадения человека.
Вожделение – очень сильное желание
чего-либо.
Высказывания
Святых Отцов
Душа есть сущность живая,
простая, бестелесная, словесно-разумная, действующая посредством тела и
сообщающая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения (авт. способность
к воспроизведению потомства себе подобных). Она есть сущность свободная,
одаренная способностью хотеть и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум...
как чистейшую часть самой себя.
Святой
Иоанн Дамаскин
Целый мир неравноценен душе:
мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною.
Святой
Иоанн Лествичник
Телу невозможно жить без
дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца.
Святитель
Василий Великий
Душа, исходящая из тела
• Какие выражения с понятием
«душа» ты знаешь?
• Как ты понимаешь их?
Например:
Жить душа в душу.
Это означает: жить в полном
согласии, дружно.
После обсуждения можете
сравнить свои ответы с ответом на стр. 54–55.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что представляет собой
человеческая душа?
2. Отличаются ли
человеческие души друг от друга и почему?
3. Какие основные силы можно
выделить в душе?
4. Что такое разум и какое
место он должен занимать в душе?
5. Что такое сила
желательная и как она проявляется?
6. Что такое раздражительная
сила души и как она проявляется?
7. Какие выражения с
понятием «душа» ты запомнил и что они означают?
Духовное устроение человека
Можно сказать, что
человеческий дух это подобие Божественного Духа внутри человека. Посредством
духа человек может общаться с Самим Богом, получать от Него благодать,
одухотворять свою душу и тело, созерцать.
Святые Отцы различали в
человеческом духе три главные составляющие: духовный ум, волю и силу.
Духовный ум
Духовный ум является
вершиной творения, посредством его человек получает откровения и может иметь
Богообщение. По своей божественной природе этот ум есть свет, как и Бог есть
свет. Но, конечно же, это не наш земной свет, а особый: духовный, Божественный.
Нужно понимать, что духовный ум качественно отличается от того разума, которым
мы все обладаем и пользуемся в нашей практической жизни. Духовный ум у нашего современника не развит и
может вообще никак не проявляться. Только в отдельные моменты жизни у некоторых
людей вдруг проявляется интуитивное мышление: они получают знание о чем-то как
бы свыше, независимо от своих усилий. Это и есть частичное проявление духовного
ума. Для духовного же ума свойственно: умствование о Боге и пребывание в Нем;
познавание изнутри (осознание, схватывание сразу всей сути) всего видимого и
невидимого мира; управление материальной, вещественной жизнью.
Воля
Воля – это духовное начало в человеке, направленное на выбор деятельности. Оно определяет качество действия, принятие решения в ту или иную сторону, т.е. осуществляет выбор. Воля определяет возбуждение или начало действия и торможение или завершение деятельности. В отличие от духовного, в душевном плане она проявляется в виде желания, стремления, влечения. Это – душевная составляющая воли.
Если у человека ненужные
желания и он способен от них отказаться, хотя и очень хочется, то говорят о
силе воли.
Сила духа
Сила духа – это практическая
способность духа совершать действие. Она связана с умом через волю. Всякое
действие есть продукт не одной только воли, но и силы, говорят: «сила воли».
Для осуществления любого действия нужна энергия, и она дается силою.
Как изначально было задумано
Творцом? Вначале появляется у человека мысль, которая принимается волею и
осуществляется силою. Таким образом, начало действия мы видим в уме, в воле –
сосредоточение и сердцевина действия, конец действия – в силе.
Но сейчас мы часто наблюдаем
совсем иную картину. Например, тебе что-то хочется и ты спешишь исполнить свое желание, совсем не думая, хорошо это или плохо, к чему это может привести.
Таким образом, воля при помощи силы, помимо разума, совершает действие, и часто это имеет печальные последствия для человека.
Почему так происходит?
Происходит это потому, что современный человек отпал от духовной жизни, потерял
связь с Богом и часто живет только материальной, плотской жизнью. Его
привлекает суета сегодняшнего дня, сиюминутные удовольствия, безумные
развлечения. Человек перестал думать о вечности. Причина всего этого – в
грехопадении.
Однако найти спокойствие и
счастье в этом мире без Бога человек не способен. В его душе живет неутихающая
«жажда Бога». Ее невозможно утолить ни дискотеками, ни поездками за границу, ни
красивой одеждой и дорогими автомобилями – ничем. Эта жажда души утоляется
только благодатью Божией. Без Богообщения душа обречена на вечную муку.
Ценность же человеческой души неизмерима. Каждая человеческая душа является
уникальным Божиим творением, она драгоценна и дороже всех богатств и сокровищ
земных. Недаром же Сам Бог сошел с небес и принял человеческий облик, страдание
и смерть, чтобы спасти погибающие души. Мы должны очень бережно относиться ко всякой человеческой душе, ведь за каждого из нас умер Христос.
Работа со словарем
Созерцать – видеть как в зеркале, ясно и раздельно.
Благодать – милость, благоволение,
обилие и многообразие даров Святого Духа, дарованных нам Богом. В строго
богословском смысле благодать есть спасительная сила Божия, дающая
христианину средство к достижению жизни вечной и блаженной, к спасению.
Откровение – духовное знание,
передаваемое Богом человеку; духовное видение.
Богообщение – человека с Богом, при
котором человек получает от Бога знания, просвещение и духовную силу.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что собой представляет
дух человека?
2. Что такое духовный ум?
3. Что такое воля?
4. Что такое сила духа?
5. Как должны
взаимодействовать ум, воля и сила духа
в человеке?
Высказывания
Святых Отцов
В человеке надо различать
душу и дух. Дух содержит чувство Божества, совесть и ничем земным
неудовлетворенность. Он есть сила, которая вдохнута в лице человека при
сотворении. Душа – низшая сила, или часть той же силы, назначенной на ведение
дел земной жизни.
Святитель
Феофан Затворник
Если душа совершает добрые
дела, Дух Святой обитает в ней.
Преподобный
авва Исайя
Последствия грехопадения
В результате грехопадения
первых людей человеческая природа претерпела сильные изменения.
Вначале человек был создан
так, что дух его, имея общение с Богом, просвещался и в свою очередь просвещал
усвоенной Божественной благодатью душу. Просветленная душа пронизывала
благодатью все тело, подчиняя его законам духа. Дух был для души все равно что
душа для тела. Человеческое тело, освященное Божественной благодатью и водимое
духом, не знало болезней и было бессмертно.
В результате грехопадения
дивная гармония духа, души и тела была разрушена. Дух человека потерял
возможность общения с Богом и утратил внутренние силы. Душа перестала жить за
счет духа и обратилась к плотским интересам тела. Тело, утратив духовную
просвещенность, стало смертно и подвержено болезням.
После грехопадения
главенство духовного ума в человеке было потеряно. Чувства и желания, не
сдерживаемые умом, стали придавать поступкам характер злобности, мелочности и
эгоизма.
Например, человек любит
всегда и во всем выигрывать. Но вот оказался соперник сильнее его. И человек
начинает на него злиться, жульничать, чтобы выиграть. Иногда, проиграв,
начинает оскорблять победившего или даже лезет в драку с ним. А бывает, от
обиды, что проиграл, – безутешно плачет.
Чтобы лучше понять, что же
произошло с душой человека в результате грехопадения, давайте внимательно
рассмотрим схему на следующей странице.
Именно такое состояние души
и характерно для современного человека.
Изменения
сил человеческой души после грехопадения
|
Мыслительная сила |
Сила желательная |
Раздражительная сила |
Предоставлен са- |
Желания направ- |
Единое чувство |
Тема для
размышления
Человек – образ и подобие
Божие
Из проповеди митрополита
Филарета (Вознесенского)
Не следует нам, христианам,
забывать о том, что каждый из нас сотворен по образу и по подобию Божиему. По
образу и по подобию. Святые Отцы учат нас отличать образ от подобия. Образ
Божий – в самой природе человеческого духа. Он троичен в силах своих основных,
ибо одно – это ум в человеке, другое – это сердце, чувства человека, а третье –
его воля. Умом человек мыслит, сердцем он переживает, а волею он действует. И
во всех этих трех силах он один и тот же человеческий дух, одна и та же
личность.
А вот что касается подобия
Божия, то не напрасно мы зовем преподобного Серафима и ему подобных –
«преподобные отцы». Они подобие Божие раскрыли в себе. Подобие Божие – это
нравственная сторона: чем человек больше уподобляется Богу, тем ближе он к Нему
приближается, тем яснее открывается в нем Божие подобие.
Человек грешный, предавшийся
греху, подобие Божие теряет. Образ он не потеряет, даже и в геенском огне, а
подобие Божие совсем может потерять. Недаром говорится псалмопевцем, что
человек не понял, не оценил, какой чести удостоил его Творец, и он «приложился
скотам бессмысленным и уподобился им». До чего себя доводит человек, теряя подобие
Божие и уподобляясь кому-то иному, мы с вами знаем! Кому подобен, например, тот
человек, который в опьянении лежит в грязи и что-то бормочет, – кому он
подобен? Никак не Господу Богу!
Нужно помнить, что если
образ Божий нерушим в каждом из нас, то подобие Божие должен в себе обновлять и
укреплять всякий человек – это и есть задача жизни человеческой. Поэтому помни
и почаще себе напоминай, что сотворен был первый человек – Адам – по образу и
по подобию Божиему! Но если быть образом от нас не зависит, то быть подобием
Божием во многом зависит от нас, и поэтому наше дело – трудиться над своей
душой, чтобы она была подобна Творцу Своему, а никому и ничему иному. Аминь.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что произошло в
результате грехопадения человека?
2. Как изменилась
человеческая природа в результате грехопадения?
3. Почему после грехопадения
некоторые чувства
и желания человека приняли
скотский характер?
4. Какими интересами стал
жить человек после грехопадения?
5. Что произошло после
грехопадения с человеческими:
а) разумом?
б) желаниями?
в) чувствами?
Задание
Прочти в Евангелии об
искушении Иисуса Христа диаволом в пустыне. Каким искушениям подвергся
Спаситель?
Работа со словарем
Искушение слово или действие,
провоцирующее страсть или греховную наклонность и побуждающее к ее исполнению.
Одновременно это является и духовным испытанием.
В искушении никто не говори:
«Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и сам не искушает
никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13-14).
Изначальное целомудрие
человека
Под целомудрием следует
понимать целостность человека как образа Божия, состояние, при котором дух,
душа и тело находятся в первозданной гармонии: душа, просвещаемая духом,
управляет телом. Целомудренный человек делает то, что ему подсказывает
просвещенный Богом разум, он не находится в постоянной зависимости от плотских
потребностей и не является рабом своих дурных привычек и желаний.
Но целомудрие в этом широком
смысле слова не дается человеку от рождения, так как человек, являясь
продолжением своих родителей, несет в себе расположенность к тем страстям и
порокам, которые были свойственны его предкам. Целомудрие может воспитываться в
человеке в процессе жизни, если он прикладывает к этому усилия. Начатки
целомудрия, а именно расположенность к добру, являются неотъемлемой частью
образа Божия в человеке, но их развитие во многом зависит от самого человека,
от характера его воспитания, воздействия той среды, в которой он живет, и от
многого другого.
Итак, целомудрие
воспитывается в человеке в процессе его духовной жизни и, естественно, имеет
разные уровни. Врожденное, естественное для нормального человека – это
физическое целомудрие. Оно проявляется в чувстве стыда своей физической наготы,
в скромности и сдержанности в общении с противоположным полом, в стыдливости и
скромности в словах, жестах и телодвижениях. Это чувство надо всячески в себе
хранить и в других поддерживать и развивать. Естественное целомудрие может
перерасти в высшее, духовное и послужить развитию подобия Божия в человеке.
Если же человек, зараженный
чужим дурным примером и неправильным воспитанием, будет разрушать свое
естественное целомудрие и поступать «как все», то постепенно целеустремленность
уйдет из его души и духовное совершенство такого человека будет невозможно.
Начатком духовного
целомудрия является также единство мыслей, слов и дела. Человек всегда должен
говорить то, что думает, и поступать соответственно со своим образом мыслей.
Нельзя думать одно, говорить другое, а поступать по-третьему. Это есть
лицемерие – грех, который разрушает душу человека. Человек, поступающий так,
никогда не станет целомудренным.
Высказывания
Святых Отцов
Целомудрие есть
всеобъемлющее название всех добродетелей.
Преподобный
Иоанн Лествичник
1. Что такое целомудрие?
2. Находится ли
целомудренный человек в полной зависимости от своих плотских потребностей? Если
нет, то почему?
3. В чем заключается
физическое целомудрие?
4. Что может послужить начатком
духовного целомудрия?
5. Что такое лицемерие?
• Как ты думаешь, целомудрие
дается нам при рождении или воспитывается в процессе жизни?
Мать Екатерины, тайная
христианка, повела ее за советом к своему духовному отцу, святому старцу,
творившему молитвенный подвиг в уединении, в пещере недалеко от города.
Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее
во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет
всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает
его, а умножает, высота рода Его – неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в
душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к Которой рвалась ее
душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с
Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной –
Матери Небесного Жениха – о даровании видения Ее Сына.
Екатерина молилась всю ночь
и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына
посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал
Свой лик от нее, говоря, что Он не может смотреть на нее, потому что она безобразна,
худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого
Крещения и не запечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина
вновь пошла к старцу. Он с любовью принял ее, наставил вере Христовой,
заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться и совершил над
ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой
Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей
перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна,
на руке ее светилось кольцо – дивный дар Небесного Жениха.
В это время в Александрию на
языческое празднество прибыл сам император Максимиан. По этому случаю праздник
был особенно пышным и многолюдным. Крики жертвенных животных, дым и смрад
жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли
Александрию. Приносились и человеческие жертвы – на смерть в огне обрекали
исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к
мученикам-христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину
пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимиану.
Назвав себя, святая
исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения
язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить ее и показать
торжество языческой мудрости, император повелел созвать 50 ученейших мужей
империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во
Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они
мужественно приняли смерть за Христа – были сожжены по повелению императора.
Максимиан, не надеясь более
переубедить святую, попытался соблазнить ее обещанием богатства и славы.
Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям,
а затем бросить в темницу. Императрица Августа, которая много слышала о святой
Екатерине, пожелала видеть ее. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов
сопровождать ее, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа
святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица
раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.
На следующий день мученицу
вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься
от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала
Христа и сама подошла к колесам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они
разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица
Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во
Христа и были обезглавлены. Максимиан вновь попытался прельстить святую
мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина
твердо исповедала верность своему Небесному Жениху – Христу и с молитвой к Нему
сама положила голову на плаху под меч палача. Мощи святой Екатерины были
перенесены ангелами на Синайскую гору. В VI веке, по откровению, были
обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в
новосозданный храм Синайского монастыря, построенный святым императором
Иустинианом (527–565 гг.; память 7 декабря).
Работа со словарем
Мощи – нетленные останки (тела)
святых, обладающие особыми благодатными свойствами.
Понятие о первородном грехе
Первородный грех – это
нарушение заповеди Божией первыми людьми Адамом и Евой, в результате чего
произошло отпадение человека от Бога, в корне изменились духовные, психические
и физические свойства людей, возникла наследственная предрасположенность
человека ко греху.
Поскольку все мы являемся
продолжением своих родителей, кость от костей их и плоть от плоти их, то
и предрасположенность ко греху, а вместе с ней и открытость для воздействия
мира падших духов, стала свойственна для каждого вновь рождающегося человека.
Первородный грех, подобно наследственной генетической болезни, стал
передаваться от поколения к поколению. У разных людей в процессе жизни стали
развиваться и закрепляться разные греховные наклонности и навыки,
предрасположенность к которым в той или иной степени также передается вновь
рождающемуся поколению.
Так у людей стали появляться
страсти – те греховные навыки и привычки, которые настолько глубоко вошли в
душу человека, что стали его второй природой. Человек, обладаемый страстью, уже
не может ей противостоять, он делает уже не то, что ему подсказывает совесть, а
то, что ему велит страсть. Например, пьяница часто умом понимает, что пить
плохо, но не может остановиться, желание пережить алкогольное опьянение бывает
сильнее, чем голос разума и совести. Сребролюбец, жадина, часто понимает, что
его страсть к накопительству вредит его собственному здоровью и счастью
близких, но не может преодолеть страсть к собиранию богатств.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что такое первородный
грех?
2. Почему первородный грех
передается от родителей к детям?
3. В чем выражается наличие
первородного греха в людях?
Понятие о страстях
Страсть – это пагубный
навык, образующийся при многократном удовлетворении порочных влечений. Страсти
со временем становятся неотъемлемой частью человеческой души, входят в
привычку, влияют на весь образ жизни человека и даже властвуют над ним.
О гибельности порабощения
страстями говорил еще Господь наш Иисус Христос: И если глаз твой соблазняет
тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь,
нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мф. 18, 9). Это
означает, что страсти становятся такой же неотъемлемой частью человеческого
существа, как и его рука или глаз. И если мы от страстей в земной жизни не
избавимся, то они увлекут нас в ад.
Демоны (падшие духи, бесы)
всячески способствуют развитию страстей в человеке. Они чаще всего улавливают
его в свои сети приманкой временного удовольствия и наслаждения. Но за все
удовольствия подобного рода людям чаще всего приходится расплачиваться душевными
и телесными страданиями, болезнями и скорбями. Падшие духи настолько сроднились
со страстями и греховными пороками, что находят наслаждение во всех видах
греха. Они постоянно пребывают в них, переходя от одного к другому. Не имея
возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании. При
этом часто используют людей как вещественные орудия для своего услаждения.
Подобное положение и дало возможность одному из Святых Отцов сказать, что
«страсти суть демоны».
Высказывания
Святых Отцов
Все страсти исходят из
самоугодия, самости, самолюбия и на них держатся.
Святитель
Феофан Затворник
Страсти живут и в святых,
только они ими обуздываются.
Авва
Авраамий
Страсть не знает предела, но
прекращается только тогда, когда убьет того, кто одержим ею.
Святитель
Иоанн Златоуст
Страсти держатся одна за
другую, как звенья в цепи.
Авва Исайя
Заповеди даны против
страстей, чтобы очистить душу и ввести ее в первобытное состояние.
Святой
Исаак Сирин
Тема для размышления
Вы, может быть, знаете
историю о Голиафе. Воевали филистимляне с изральитянами, и враждебные войска
стояли строй против строя в ожидании сражения. В это время выступил
исполинского роста филистимлянин Голиаф, стал издеваться над израильтянами,
поносить как их самих, так и Бога их и дерзко вызывал себе единоборца. Никто не
дерзал вступить в
единоборство со страшным
великаном, пока молодой пастух Давид, в уповании на помощь Божию, с пастушеской
сумкою и пращою в руках (праща – орудие, которым бросали камни в неприятеля) не выступил против него. Искусно и с силою брошенным камнем он повалил Голиафа на землю и умертвил его. Тогда филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.
Применим эту историю к
предмету нашей беседы. Среди всех недобрых склонностей в каждом из нас есть
своего рода «голиаф», то есть главный недостаток, главная страсть, главный
порок. И против него-то и нужно нам прежде всего направлять удары, чтобы
свалить его с ног; ибо если только будет убит этот великан между злыми нашими
наклонностями, то войско его тотчас предастся бегству. Говоря просто, это
значит: старайтесь искоренить главную страсть, и мало-помалу все другие пороки
исчезнут сами собой.
Из поучения
Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского
Не спеша подумай
и выполни задание
Корень в словах «страсть» и
«страдание» один и тот же. Страстное состояние есть по сути дела непрерывное и
бесполезное страдание, переходящее за человеком и в вечность, если он не успеет
до смерти искренне покаяться. Свобода от страстей на евангельском языке именуется
блаженством. Например, от окамененного нечувствия свободны плачущие, от
сребролюбия – милостивые, от гнева – кроткие и миротворцы. Всех их Спаситель в
Евангелии именует блаженными. И это блаженство, конечно, переходит с ними и в
вечность.
Работа со словарем
Страсть – сильное желание чего-либо
запрещенного Богом, вошедшее в привычку и ставшее неотъемлемой частью
человеческой личности. Второе значение слова страсть в буквальном
переводе со славянского языка означает страдание, мучение.
Блаженство – благополучие, счастье,
благосостояние, совершенное удовольствие, возникающее в результате воздействия
благодати Божией.
Задание
Попробуй пояснить, пользуясь
словарем, почему «свобода от страстей именуется блаженством». Приведи примеры.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что такое страсти?
2. Может ли человек без
помощи Божией успешно противиться своей страсти?
3. Почему страсти гибельны?
4. Какое имеет отношение
демонический мир к человеческим страстям?
5. Как избавиться от
страстей?
Ступени воздействия страстей
(падших духов) на человека
Ступень 1. Страсти (демоны),
уловив человека на крючок временного удовольствия, стремятся все более и более
укрепиться в человеке и управлять им через греховные желания и стремления.
Ступень 2. Страсть
становится трудно контролируемой. Со временем не человек контролирует свою
страсть, а она контролирует человека, побуждает его к дурным поступкам.
Ступень 3. При попытках
человека отказаться от своей страсти у него возникают различные болезненные
состояния. Страсти (демоны), поработив человеческую душу, без боя не сдают
своих позиций.
Ступень 4. Падшие духи
всегда вредят физическому, душевному и духовному здоровью человека.
Подталкивают к отчаянию, стремятся уничтожить человека (вплоть до
самоубийства). Желание погубить духовно, а по возможности и телесно, –
отличительный характер действия падших духов.
Ступень 5. Через действие
страстей падшие духи искажают у человека верное восприятие жизни. Они стараются
поддерживать в грешнике иллюзии и ложные убеждения, заставляют бездумно
прожигать свою жизнь, «закручивают» в жизненную суету.
Ступень 6. Страсти понуждают
сопротивляться покаянию, молитве, посту, участию в Богослужении. Предлагают
человеку перекладывать с себя ответственность за содеянное на других людей,
искать оправдания своей порочной жизни.
Ступень 7. Страсти мешают
человеку обрести истинную веру, высший смысл своего бытия, очищать душу от
грехов и страстей, бороться с пагубными влечениями.
Когда страсть
сформировалась, то избавление от нее проходит намного труднее и сложнее, чем
при борьбе с ней в самом начале ее зарождения. Это вызвано тем, что в теле и
душе человека при укоренении страсти происходят пагубные изменения.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Какие и сколько ступеней
воздействия демонов на человека через его страсти ты знаешь?
2. В чем заключается:
1 ступень – ?
2 ступень – ?
3 ступень – ?
4 ступень – ?
5 ступень – ?
6 ступень – ?
7 ступень – ?
3. На какой ступени легче
всего победить страсть?
Картина
Страшного суда
Свобода человека и его произволение
Свобода является неотъемлемой
частью сущности человека как образа Божия. Как Бог свободен во всех своих
проявлениях и желаниях, так и человеку дан дар свободного выбора своих решений
и поступков. Это дар любви Божией: человек может принять волю Творца вселенной
или отринуть ее, жить согласно заповедям Господним или нарушать их. Но за свою
свободу каждый несет ответственность пред Богом, своим произволением
(произвольным выбором) во многом определяя свою дальнейшую судьбу.
Если человек нарушает
заповеди Божий, эти духовные законы нашего мира, то он выбирает зло и
постепенно укореняется во грехе, сродняется с темными силами и сознательно
отпадает от Бога, от добра и вечной жизни.
Если человек соблюдает
заповеди Божий и живет по внутреннему голосу своей совести, то он соединяется с
добром, с силами света и идет по пути к вечной жизни.
Каждая наша мысль,
высказанное слово, поступок несут в себе элемент выбора добра или зла. Человек
в своей деятельности не может быть нравственно нейтральным. Всегда присутствует
выбор, а значит, свобода поступить, сказать, подумать так или иначе.
Например, мама просит
выполнить какую-нибудь домашнюю работу: вымыть посуду, подмести пол, а тебе
лень, или просто хочется почитать книжку, или поиграть на улице. И вот здесь
происходит выбор, срабатывает свободное произволение: или преодолеть себя,
послушаться родителей – и тем исполнить заповедь Божию; или схитрить, соврать –
сказать, что болит голова, что задано очень много уроков, – и избежать
нежелательной работы. Но в последнем случае произойдет ложь и обман по причине
твоего эгоизма и саможаления, что удалит тебя от Бога и сроднит с силами зла.
Также, например, на вопрос
учителя о причине опоздания на урок можно соврать: не сработал будильник, плохо
себя чувствовал и т. д., и этим постараться избежать замечания, а можно сказать
все как есть, то есть правду, не думая о последствиях. Если опоздание произошло
по твоей вине, то и наказание заслуженно и незачем его избегать. Так будет по
правде, по-Божиему.
Жизненный совет Если ты сам удалил себя от
Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме. Святитель Григорий Богослов |
Тема для размышления
Антоний Великий в письмах говорит: «Многие
не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не
ведают, что в нас действуют три воли: первая – Божия, всесовершенная и
всеспасительная; вторая – собственная, человеческая, то есть если не пагубная,
то и не спасительная, и третья – бесовская, вполне пагубная».
Преподобный Серафим
Саровский поясняет так: вот эта – та третья, вражеская воля и научает человека
или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, гордости, а не
Христа ради. Вторая – собственная воля наша – научает нас делать все в
услаждение нашим страстям и похотям, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую.
Первая же, воля Божия и всеспасительная, в том только и состоит, чтобы делать
добро единственно для стяжания Духа Святого как сокровища вечного,
неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться не могущего.
Работа со словарем
Произволение – изъявление согласия;
свободное отдание себя в чью-то власть, под чью-то волю.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что такое свобода?
2. В чем смысл и назначение
свободы?
3. Что происходит, когда
человек нарушает заповеди Божий?
4. Что происходит, когда
человек соблюдает заповеди Божий?
5. Можно ли быть в своих
мыслях, словах, поступках нравственно нейтральным, т. е. не плохим и не
хорошим?
Кому мы уподобляемся
В процессе своей жизни,
делая постоянно произвольный выбор, человек формирует в себе или добродетели,
которые приличествуют Богу и силам добра, или страсти и пороки, которые
свойственны миру падших духов.
Если человек, например,
постоянно выбирает путь лжи, потому что ему так легче, проще, то ложь
становится неотъемлемой частью его сути, характера, это удаляет его от Бога и
делает сродни диаволу. Ибо лжецом и отцом лжи является падший ангел, дух тьмы.
Но вот приходит смерть и подводит черту формированию человеческой души, и то,
что собрано за время земной жизни, получает свое дальнейшее развитие. По
законам духовной жизни, подобное тянется к подобному. Так, если человек был
исполнен любви, справедливости, смирения, терпения и других добродетелей, то
душа его соединяется с Богом, со святыми и ангелами и входит в Царство
Небесное. Если же в земной жизни он стал эгоистом, жадиной, пьяницей,
развратником, гордецом и т. д., то душа его соединяется с миром падших духов и
идет в ад, где и находятся все носители подобных качеств.
Поэтому, как мы с вами
видим, свобода и произволение – это не только великий дар, делающий человека
человеком, но они сопряжены с великой ответственностью, ведь за неправильное
использование свободы человек расплачивается вечной жизнью.
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Что делает человека
сродни Богу или диаволу?
2. Чему подводит черту
смерть?
3. Почему одни идут в рай,
другие – в ад?
4. Почему обладание свободой
накладывает на человека большую ответственность?
Можно ли в этом грубом и несправедливом мире стать святым?
Ответ. Этот мир всегда был груб,
несправедлив, жесток. Почитай жития святых, и ты в этом убедишься сам.
После грехопадения человека
в мир вошло зло. С тех пор существует насилие, разбой (вспомни притчу о
самарянине, на которого напали разбойники), обман. Но всегда находились люди
честные, добросердечные, милосердные. Во все времена жили святые, то есть люди,
посвятившие свою жизнь Богу и достигшие нравственных высот. Церковь прославляет
своих святых.
И вот, посмотри, XX век.
Какое насилие: первая мировая война, революция, гражданская война, уничтожение
священства, репрессии 1937 года, Вторая мировая война. Какая жестокость и
несправедливость – и какой сонм мучеников: новомучеников и исповедников
Российских! Даже в наши дни можно стать святым, то есть проявить в себе образ
Божий, стяжать добродетели и Святой Дух, быть проводником воли Божией на этой
земле.
Из воспоминаний матери
Когда закончил девятый
класс, пошел работать на мебельную фабрику. Работа ему нравилась, да и
заработок был приличным. Я на трех работах столько не получала. Жизнь стала
налаживаться. В 1994 году мы переехали в двухкомнатную квартиру.
Жене исполнилось 18 лет, и
его призвали в армию. Идти в армию ему не хотелось, но долг – это все. И он, и
все его друзья как-то очень отчетливо понимали, что есть вещи, которые хочешь –
не хочешь, а делать надо. Ни о каком увиливании от армии у них и разговоров не
было. Не пытался схитрить Евгений и когда решался вопрос о его командировании в
«горячую точку».
– Ведь кто-то должен служить
и там, – сказал он мне.
– Зато я вернусь на полгода
раньше.
– Женя, там идет война, ты
даже не знаешь, насколько это серьезно. Там уже есть пленные, есть погибшие, и
если это случится, ты ведь знаешь, мне не пережить. Ты у меня один, –
отговаривала я его.
– Мама, – ответил он мне, –
от судьбы еще никто никогда не убегал. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит
машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен... Плен – это уж как повезет.
Плен испокон веков считается
самым страшным, что может случиться с человеком. Плен – это неволя, это
издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен – это самое страшное, самое
бесчеловечное, изуверское, что вообще может быть на свете.
Простился со мной и уехал.
Его командировали в воинскую часть погранотряда. Ровно месяц Евгений прослужил
на заставе и попал в плен. Попал в плен не один, их было четверо: Александр
Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев и Евгений.
Три с половиной месяца
Евгений находился в плену. Три с половиной месяца унижений, издевательств,
побоев, которые он мог прекратить в любой день. Каждый день ему говорили: «Ты
можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим
братом, и все. И все эти кошмары сразу закончатся». В неполные девятнадцать лет,
рядом нет ни мамы, ни офицеров, ни наставников, и юноша делает выбор. Он
прекрасно понимает, что значит стать «братом» чеченского боевика. Это значит
взять оружие в руки и воевать против своих, против своих друзей. Евгению
хватило твердости сделать нравственный выбор. Его зверски убили.
Я искала своего сына и нашла
только через десять месяцев с огромным трудом. Мне пришлось пройти все муки,
все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек.
Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где мин было больше, чем камней, и я
не подорвалась. Видно, Он защитил меня от бомбежек, не дал мне возможности
погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери – найти сына, похоронить его в
родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по
христианскому обычаю, с отпеванием, с преданием земле.
Тело Евгения Родионова было
привезено матерью на Родину в день памяти мучеников Мелитинских. Они были
воинами-христианами римской армии, и за отказ отречься от Христа им отсекли
головы. Один из этих тридцати трех воинов носил имя Евгений.
Мне отмщение, – говорит Господь. И,
действительно, через некоторое время при налете на российскую погранзаставу был
убит родной брат убийцы Евгения на том самом месте, где прежде были захвачены
Евгений и трое других солдат. Спустя пару месяцев был убит и главарь банды
мучителей военнопленных.
Слово в день памяти
новомучеников
и исповедников Российских
Из проповеди священника
Александра Шаргунова
Сегодня я хотел бы выделить
из сонма новомучеников и исповедников воина Евгения, принявшего смерть за
Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут в
Чечне.
Что же произошло? О чем
рассказал матери Евгения при многих свидетелях его убийца? Молодым солдатам,
захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой
нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять
свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и
пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом убили, отрубив
голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать
опознала сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не
посмели снять крест.
Постараемся осмыслить подвиг
нового мученика Евгения. Не было пытки, физической или нравственной, через
которую он не прошел. Один молодой человек, переживший чеченский плен,
рассказывал: «Вначале они заставляли меня пытать другого. А потом того,
другого, – меня». Только диавол может додуматься до такого. Заставить людей убивать
друг друга по очереди, с тем, чтобы ввести в смертный грех и разрушить всякую
связь между людьми. Мы призваны быть едиными во Христе, а здесь – единство в
диаволе. Чтобы никто не верил никому, никто не доверял никому и все боялись
друг друга. Чтобы никто не сопротивлялся торжествующему злу – то, чего диавол
добивается в сегодняшнем мире. Чтобы человек почувствовал, что он абсолютно
один, одинок, как диавол в аду, чтобы люди не знали, куда они идут, чтобы все
были охвачены смертельным страхом.
Самое существенное, что
можно сказать о воине Евгении, – он участвовал в страданиях за Христа. Они
убили его, потому что он был христианином. Его подвиг – оправдание нашего
пребывания в сегодняшнем аду. Все золото мира, вся ложь средств массовой
информации, вся военная мощь ненавистников России стоит за войной в Чечне, за
тем, что происходит сегодня с нашей Родиной. И он показал, что православная
вера сильнее.
Его подвиг говорит об очень
важном для нашего времени – о тайне неразрывного единства целомудрия и
мужества, без которого не бывает мученичества. Они били его в грудь, по спине,
они отбили ему легкие и почки. Наше тело – инструмент, через который враг хочет
достать нашу душу. Ему надо растлить тело, чтобы сделать душу уступчивой злу.
Сластолюбцы не могут быть мучениками за Христа, а становятся ими только
возлюбившие чистоту. Об этом и свидетельствует учение Церкви, а в частности
житие святого мученика Вонифатия и преподобномученицы Елизаветы.
Подвиг Евгения и сегодня
дает нам возможность увидеть и прочувствовать реальность и значимость духовного
мира. Понять, что душа дороже всего на свете. Подвиг мученичества за Христа и
Его заповеди напоминает, что и в нашей жизни могут быть такие ситуации, когда
человек уже не в состоянии жить по совести и правде, быть просто честным
гражданином или воином, верным своей присяге, и не стать предателем, если он не
христианин.
Сегодня трудные времена для
настоящих христиан. Но те, кто ищут чистоты и истины, милостью Божией побеждают
все искушения и идут по пути святости. Страшны для современных христиан не
физические пытки, которым подвергали древних, требуя отречения от веры. Опасно
всеобщее религиозное безразличие, жизнь только ради материальных ценностей,
отсутствие духовного поиска. И здесь не соблазниться примером большинства и
устоять в вере очень непросто. Но с помощью Божией человек и сегодня может
достигнуть святости. И это не просто красивые слова – это правда жизни, о
которой свидетельствуют тысячи новых мучеников и исповедников Российских,
новомученик Евгений и все святые мученики наших дней и о которой призваны
свидетельствовать и мы.
Работа со словарем
Мученик – человек, претерпевший за
Христа и православную веру различного рода мучения и принявший насильственную
смерть.
Новомученик – мученик, пострадавший за
Христа и верность православной вере в ХХ–ХХI вв.
Исповедник человек, претерпевший за
Христа и православную веру различного рода мучения, гонения, страдания, но
оставшийся в живых, и несмотря ни на что, верный своему духовному идеалу.
Что такое нательный крест?
Как его следует носить?
Ответ. Нательный крест – это
подобие Креста Христова. Крест Христов есть меч духовный, которым побеждаются
враги видимые и невидимые. Он есть Божественное оружие к отгнанию всякого врага
и супостата. Вот почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы его никто
не носил или носил просто как бессмысленное украшение. Нательный крест
свидетельствует, что носящий его – христианин, и сберегает его от многих
вражеских воздействий.
С нательным крестом связано
много поучительных жизненных ситуаций. Например, одна молодая женщина
рассказала, что после принятия крещения испытала сильное бесовское нападение.
Ночью во сне на нее навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие
нечистого, не могла даже пошевелить рукой, чтобы перекреститься. Вкрадчивый и
гипнотически повелительный голос сказал ей: «Сними крестик, ведь он такой
маленький». Она уже было послушно потянулась к крестику, но когда коснулась
его, пришла в себя, прочла «Отче наш», перекрестилась и услышала, как диавол с
тяжким стоном отошел от нее.
Изображение креста
1. Можно ли в наше время
стать святым?
2. В чем заключается
святость человека в наше время?
3. В чем подвиг Евгения
Родионова?
4. Что, по-твоему, самое
главное в нашей земной жизни?
5. В чем состоит сила Креста
Христова?
Из жития святых мучениц Веры, Надежды
и Любови и матери их Софии
Святые мученицы Вера,
Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София («София» означает
«премудрость»), была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей
именами трех христианских добродетелей (ибо что христианская мудрость может
произвести, как ни веру во Христа, надежду на Христа и любовь ко Христу), София
воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Святая София и дочери ее не
скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. В то время
гонение на христиан свирепствовало: тираны не щадили ни рода, ни пола, ни возраста.
По малейшему подозрению в вере во Христа схватывали каждого, и жребий
На святую Софию и ее дочерей
доложили императору Адриану (117-138 гг. ), и тот велел привести их в Рим.
Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу
Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и
смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие
изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а
не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву
богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет)
оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых
девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей
смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали
к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану.
Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и
оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей
пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила
необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя
Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую
кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные
страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София
положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и
похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы
дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на
том же месте. Мощи святых мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе (ныне Франция).
Жизнь по совести
Слово совесть означает
совместную весть, то есть знание, понимание того, что есть добро, а что есть
зло. Совесть изначально заложена в душу каждого человека Богом – это голос
Божий, звучащий в каждом.
И если бы все люди поступали
согласно велениям своей совести, то мир бы, общество, человеческие отношения
были бы совсем другими. Но, как мы с вами уже говорили, у каждого человека есть
свобода воли. И часто люди живут не по совести, а по велениям своих страстей и
греховных желаний.
Когда человек поступает
вопреки своей совести, вначале его часто гложет стыд, ему как-то не по себе, он
испытывает внутренние страдания. Это и есть муки совести. Они свидетельствуют о
том, что человек отступил от воли Божией, совершил грех, открыл свою душу для
воздействий демонического мира. Если же человек не кается, а продолжает
грешить, то голос совести звучит в его душе уже слабее, а потом и вовсе
замолкает. Это значит, что человек убил в себе совесть. Не случайно в народе
говорят: бессовестный, человек с сожженной совестью.
Очень часто люди заглушают
голос своей совести, подражая дурному примеру своих близких. Совесть им говорит
одно, а окружающие люди – другое. И человек начинает думать, что, наверно, он
не прав, что, может быть, он какой-то неполноценный, урод, не такой, как
другие, и, чтобы не выделяться, а быть «как все», поступает и делает наперекор
своей совести.
Например, кто-то в классе во
время урока начинает себя плохо вести. Шумит, балуется, мешает слушать и
заниматься другим. Другие ученики понимают, что он поступает плохо, но не
только не пресекают подобное поведение, но еще и начинают подражать ему.
Совесть подсказывает таким ребятам, что они поступают плохо, но им почему-то
стыдно и неловко поступить так, как подсказывает внутренний голос. Они молчат
или даже принимают участие в баловстве. Это говорит о том, что у таких людей
нет мужества и нет четкого понимания, «что такое хорошо и что такое плохо».
Святой авва Дорофей выделял
три аспекта хранения совести:
1. Хранение совести к Богу
(жить по Его заповедям).
2. Хранение совести к
ближнему (не совершать ничего худого по отношению к людям ни словом, ни делом,
ни мыслью).
3. Хранение совести к вещам
(обращаться с вещами аккуратно, не бросать без нужды, не давать им портиться и
т.д.).
Человек, который хочет
хранить совесть чистой, всегда должен внимательно анализировать свое поведение
в этих аспектах.
Высказывания
Святых Отцов
Всяким хранением храни совесть
свою чистою и в мыслях, и в словах, и в делах, да будет она всегда
безукоризненна и никогда да не осуждает и не грызет тебя ни за что. Чистая
совесть и жизнь твою сделает безукоризненною: ибо тогда она будет чутка и
сильна на добро и против зла.
Никодим
Святогорец
Совесть – чувство духа
человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.
Святитель
Игнатий Брянчанинов
В глубину сердца
человеческого вложено нечто божественное, как бы некая высшая мысль: совесть.
Епископ Иоанн Шаховской
Пусть меня все хулят, только
бы совесть хвалила.
Святитель
Тихон Задонский
Совесть в людях есть не что
иное, как глас ходящего в сердцах человеческих Бога вездесущего.
Святой
праведный Иоанн Кронштадтский
ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ
1. Как ты понимаешь, что
такое совесть?
2. Всегда ли мы поступаем по
велению совести?
3. Почему мы нарушаем советы
нашей совести?
4. Когда чаще всего это
происходит и при каких условиях?
5. Что нужно для того, чтобы
всегда жить по совести?
Задание
Самоиспытай свою совесть.
Ответь сам себе искренне на все вопросы: как ты умеешь хранить совесть по
отношению к Богу, к ближним, к самому себе, по отношению к вещам, ко всему
живому?
1. По отношению к Богу:
а) Люблю ли Бога всем
сердцем и всей душою?
б) Всегда ли помню о Его
Всеведении и Всеприсутствии?
в) Живу ли, следуя Его
заповедям?
г) Не ропщу ли на Бога?
д) Благодарю ли Бога за все, ниспосылаемое Им мне?
2. По отношению к ближним:
а) Люблю ли я своих ближних
(как себя самого)?
б) Не ищу ли я выгоду в
отношениях с людьми?
в) Не притесняю ли кого? Не
обижаю ли? Не ворую ли? А может быть, завидую кому, осуждаю, презираю?
3. По отношению к самому
себе:
а) Храню ли чистоту своей
души и тела?
б) Не обманываю ли себя?
в) Что более люблю – давать
или брать?
г) Анализирую ли свои
проступки, промахи, ошибки?
д) Не считаю ли себя лучше,
достойнее, умнее других?
е) Обвиняю ли себя в случаях
неудач и просчетов или занимаюсь самооправданием, ища виноватых на стороне?
4. По отношению к вещам:
а) Бережно ли отношусь к
вещам?
б) Не ломаю ли их, не порчу
ли их без нужды?
в) В хорошем ли состоянии
содержу принадлежащие мне личные вещи?
г) Не выбрасываю ли раньше
времени годное к употреблению?
д) Не прилепился ли к вещам
душой?
Не сделал ли из них кумира?
Не страдаю ли вещизмом?
5. По отношению ко всему
живому:
а) Не обижаю ли животных и
птиц?
б) Не ломаю ли деревьев,
кустарник? Не рву ли зря цветы?
в) Берегу ли природу?
Запомни
на всю жизнь Совесть является первым
законом Божиим, который Он начертал глубоко в сердце первозданных людей и
который впоследствии каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей,
как ксерокопию.
Старец Паисий Святогорец
|
Не величие власти, не
множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный
стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют
благодушие и радость; но бывает это кладом только духовного благоустройства и
доброй совести.
Святой
Иоанн Златоуст
Вопросы для обсуждения
• Какие выражения с понятием «совесть» ты знаешь?
• Как ты понимаешь их?
После обсуждения можете
сравнить свои ответы с ответом на стр. 56.
Жизненный совет
Не раздражайся на погрешающих,
на оскорбляющих, не имей страсти замечать в ближнем всякие грехи и осуждать
его, как это обычно нам; всякий за себя даст ответ Богу, у всякого есть
совесть, всякий слышит Слово Божие, знает волю Божию или из книг, или из
разговоров с другими; особенно не смотри злонамеренно на грехи старших тебя,
до коих тебе нет дела, каждый Господеви стоит или падает; ты же грехи свои,
сердце свое исправляй.
|
Проверь себя
Вопросы
для обсуждения к занятию
«Понятие
о душе человека»
• Какие выражения с понятием
«душа» ты знаешь?
• Как ты понимаешь их?
v Душа нараспашку.
Так говорят о чистосердечном, прямодушном,
откровенном человеке.
v Душа не лежит.
Это означает, что нет
интереса, склонности, желания, симпатии, доверия к кому-либо или чему-либо.
v Душа не на месте.
Так говорят, когда кто-то
встревожен, чувствует себя неспокойно.
v Душа разрывается.
Так говорят, когда человек
испытывает глубокую скорбь, печаль, тяжело переживает что-либо.
v Дупла, ушла в пятки.
Так говорят, когда человек
испытывает сильный страх.
v Еле-еле душа в теле.
Другими словами – едва
живой; так говорят о слабом,
больном или уставшем
человеке.
v Не по душе.
Это означает – не нравится.
v Для души.
Другими словами, для
удовлетворения внутренних, духовных запросов, потребностей.
v От всей души.
Это означает – совершенно
искренне, с полной откровенностью, непосредственностью.
v За милую душу.
Так говорят в трех
ситуациях:
1) с большим удовольствием,
желанием, весьма охотно;
2) не задумываясь, без
долгих размышлений;
3) вне всякого сомнения;
наверняка.
v Излить душу.
Это означает – откровенно
рассказать кому-либо о том, что волнует, что наболело.
Вопросы
для обсуждения к занятию
«Жизнь
по совести»
Какие выражения с понятием
«совесть» ты знаешь? * Как ты понимаешь их?
v Сделать на совесть.
Это означает – хорошо,
добротно, добросовестно.
v Для очистки совести.
Для того, чтобы потом не
винить себя.
v Свобода совести.
Это означает – отсутствие
ограничений в исповедании какой-нибудь религии.
v Люди с чистой совестью.
Люди, у которых голос Божий
ясно звучит в сердце, и они живут в соответствии с волей Божией.
v Испытывать угрызения совести.
Слышать голос Божий в своей
душе, который обличает нас в недостойных поступках, мыслях и чувствах.
v Этот поступок лежит на совести.
Греховный поступок, который
вызывает угрызения совести.
v По совести говоря.
Говоря по правде,
соответственно воле Божией, евангельскому духу.