ЗЛО ИСКОРЕНИМО
Доброго вам здравия, возлюбленные о Господе братья и сестры редакции газеты «Вера», а также авторы газетной переписки «Носите бремена друг друга» («Вера», № 501, 2005 г.) – журналист журналист Евгений Суворов и осужденный Александр!
Со страниц любимой газеты прочитал ваш диалог о нашей кризисной ситуации в общине исправительного учреждения. Очень рад, что наконец-то больной для большинства православных общин в заключении вопрос о том, что порядки в общинах по своим понятиям учиняют преступные авторитеты, вынесен на широкое обсуждение, так как считаю, что решить его под силу только общими усилиями и соборными молитвами. Иначе в общем Теле Христовом, которым является наша Русская Православная Церковь, заболевший орган не вылечить.
Разрешите подключиться к вашему диалогу и для ясности кратко изложить ход событий в нашей общине за последние пять лет. Храм наш в честь преподобного Серафима Саровского был освящен правящим архиереем 11 сентября 2001 года. Но первые годы община находилась в бедственном положении. Даже на Рождество Христово мы вынуждены были разрезать свечи пополам, чтобы каждый желающий мог поставить свою.
Весной 2004 года по благословению Преосвященнейшего Питирима мы обратились через газету «Вера» к читателям, прося духовной и материальной помощи. На это обращение получили больше сотни откликов от милосердных людей, оказавших посильную помощь – от детского рисунка до десятков тысяч рублей. Дай Бог небесных и земных благ всем доброхотным благотворителям!
Следующим значительным событием для нас стало благословение владыки Питирима перед началом нового учебного года в 2004 году открыть специально для наших прихожан (заключенных в зоне) заочное отделение Свято-Стефановской воскресной школы. Затем владыка благословил духовно иеромонаха Антония (Головина) окормлять наше учреждение. Уже в сентябре в отремонтированном на пожертвования Серафимовском храме после более чем годового перерыва были возобновлены регулярные богослужения. По благословению батюшки мы трижды в день собирались на соборные молитвы. Отец Антоний стал регулярно служить Литургию, исповедовать и причащать нас. Слыханное ли дело – в зоне грешные зеки три раза в месяц сподоблялись принять Тела и Крови Христовой, соединиться с безгрешным Всемилостивым и Премилосердным Господом нашим Иисусом Христом в Таинстве причастия!
К Пасхе 2005 года православная библиотека нашего исправительного учреждения уже насчитывала более двух тысяч книг духовного содержания, являясь богатейшей во всей системе УИН Республики Коми. Через эти книги пришел к Богу не один осужденный. Для нас каждая книга – это и утешение, и радость, и назидание в исправлении. Таким же утешением являются аудиозаписи и видеофильмы духовного содержания, которых было пожертвовано нам несколько сотен. Мы имеем возможность все это постоянно прослушивать и просматривать в нашей церковной библиотеке, построенной при храме. Силами осужденных в учреждении было налажено массовое производство свечей. Постоянно расширялось прихрамовое огородное хозяйство. Для проведения первого в истории исправительного учреждения крестного хода, который имеет бесопрогонительную силу, нам были пожертвованы софринские хоругви. Открылись далеко идущие перспективы для многих других направлений церковной деятельности нашей общины. Как видите, дорогие братья и сестры, просто невероятные знаки Божьей милости в условиях заключения были оказаны нам, грешным. Конечно, враг рода человеческого дышал неистовой злобой на этот островок благодати за колючей проволокой и искал любую возможность через своих слуг из блатных разрушить до основания это «домостроительство благодати Божией» в нашей общине. Правда, надо сказать, что с самого начала создания православной общины в ней не находила равноправного положения братия из числа «обиженных» (по зоновским понятиям). На всем протяжении моего пятилетнего пути воцерковления в исправительной системе меня сильно возмущал этот факт. Так же и то, что даже некоторые священнослужители относятся к «обиженным» не так, как ко всем остальным. Совсем по-другому к этому вопросу подошел о.Антоний. На начало Великого поста он благословил мне исполнять обязанности старосты. Но «смотрящим» зоны я в Великую пятницу был снят со старост. Батюшка так прокомментировал этот факт, обратившись ко всей братии: «Неужели вы не поняли, что в то время, когда распяли Христа Спасителя, когда по всей земле идет разгул злых сил, нападающих на членов Церкви Христовой, – в Великий пяток напали они и на вашего старосту. Время нападения явно говорит, что попущено оно Богом для вашего испытания».
Нам, конечно, никто не может, дорогой брат Александр, как ты пишешь, «запрещать исполнять Евангельские заповеди в зоне, молиться, пытаться соблюдать посты, смиряться и каяться в душе не напоказ перед людьми, а перед Богом». А пробовал ли ты совершать полунощницу у себя в бараке на зоне? Не напоказ? В своем бараке для хронически больных туберкулезом рецидивистов я делал это одно время. Поверь на слово, что более жуткого ощущения в своей жизни я не испытывал! Представь: в ночной тишине многолюдного спящего барака во время чтения псалмов при мерцающем свете свечи вдруг с разных сторон начинает звучать и нарастать человеческий душераздирающий стон – нудный, протяжный, разносится выворачивающий скрежет зубов, из спящих ртов прорывается матерное бессвязное бормотание. И мне приходилось оставлять молитву, когда, проснувшись от удушья, некоторые зеки заходились безудержным чахоточным кашлем. В это время я вспоминал фильм «Вий», где молодой Куравлев в роли семинариста отмаливает но ночам ведьму. Я теперь очень хорошо представляю ощущения героя фильма. Упаси Боже! Страшно от того, что уже сейчас и здесь, на земле, осуществляются слова Спасителя о загробном мире для грешников, в котором «будет плач и скрежет зубов». Появляется желание всеми силами помочь этим несчастным, когда утром видишь их невыспавшиеся и истощенные от болезни лица. Так хочется сказать им: «Идите, труждающиеся и обремененные, к Тому, Кто исцелит вас и спасет ваши души от невыносимых мук. А иначе и после своей смерти вы окажетесь в этом аду бесовского преступного мира, от непосильного гнета которого изнываете здесь». Я хотел так говорить, но, каюсь, не смог. А надо было с самого начала отбросить этот ложный страх перед навязанными тюремными авторитетами нормами жизни с их издевательской иерархией и разделением людей на категории, решительно и с презрением отбросить это деление и с твердым упованием на помощь Божию жить по Евангельским заповедям. Но в один момент, как обнадеживающий призыв к действию, прозвучали для меня слова апостола: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и убежит от вас». А противостоять дьяволу и преодолеть все преграды можно, только если сам будешь исполнять все заповеди Христовы и не нарушать их. Только тогда будешь получать помощь Божию. Да, он узкий и тернистый, этот путь, но другого пути попросту нет. К нему же призывал нас и о.Антоний. Ох, как он призывал к покаянию, вдохновлял, укреплял братию на проповедях! Часами он увещевал отказаться от воровских понятий. Но, к великому сожалению, должен сказать, страх перед преступными авторитетами был и сейчас еще остается для многих слишком большим. Поэтому за малодушие и за маловерие батюшка был вынужден всю братию храма отлучить от причастия. И даже когда, смилостившись над нами, в наш престольный праздник преподобного Серафима Саровского он решил совершить Литургию, он, как ни старался, не смог завершить службу. В конце концов он извинился и с нескрываемой болью сказал: «Впервые за время моего 11-летнего служения я не смог совершить Литургию. Вижу в этом знамение неблагословения Божьего. Нет преподобного Серафима в его праздник в его Доме Божьем». Но время лечит, и сейчас не все у нас уж так безутешно. Усердные проповеднические и непрестанные молитвенные труды батюшки дали свои плоды. Вот уже и первая Литургия с причащением из одной Чаши со всеми одного из «обиженных» прошла без особых устрашающих последствий. Вот ты пишешь, брат Александр, что «только сектанты подталкивают своих адептов уйти добровольно в «обиженные». Они подталкивают других, а сами не идут. Голословно учат. У меня на другой зоне имелся такой горький опыт. Но, к твоему сведению, хочу сказать, что у нас на зоне, ко всеобщей радости, по благословению нашего духовного окормителя добровольно перешли в «обиженные» двое. Вначале твой тезка Александр (участник военных действий в Афганистане – у «афганцев» обостренное чувство солидарности и правды). Затем за ним решительно последовал другой неустрашимый Александр, из Луганска. Конечно, со стороны блатных это для них не прошло бесследно. А блатные зорко стали следить за своей «паствой». С каким прискорбием и сожалением я смотрю на них. Вспоминаю при этом слова апостола: «Ибо многие поступают как враги Креста Христова: их конец – погибель, их Бог – чрево, их слава в сраме: они мыслят о земном». Они и сами не идут к Богу с покаянием, и другим перекрывают этот путь. А единственный в этих условиях спасительный путь – разорвать порочный круг, примириться со своей совестью и с Богом в Таинстве покаяния. Выход из этой тупиковой ситуации может быть один – это создать в зонах условия для содержания верующей части осужденных, где бы исключалось влияние преступных авторитетов. Соглашусь с тобой, брат Евгений, что «исправить такое положение не в состоянии ни тюремное начальство, ни батюшки, ни другие авторитеты», ни даже мы, верующие, сами по себе. Но все-таки я верю, что это зло искоренимо, если мы все вместе – и тюремное начальство, и батюшки, и, в первую очередь, сами зеки, – единодушно, общими усилиями в мире и долготерпении будем совершать великий труд любви (с помощью соборной молитвы и всевозможных совместных усилий). Вера без дел мертва. Какое великое облегчение и радость получаешь, когда открыто отвергаешь эти чуждые понятия! Каждый должен вносить свою посильную лепту. В единстве наша сила. Убедительно прошу всех верных христиан и сердобольных читателей помолиться об искоренении этого зла в православных общинах в заключении. А связующим и организующим началом в этом богоугодном деле я вижу вас, уважаемая редакция газеты «Вера». Хочу обратиться с этим нашим жизненно важным вопросом к игумену Филиппу (Филиппову) как к секретарю епархии и члену общественного совета при начальнике Управления исполнения наказания Республики Коми. С огромной надеждой и молитвой жду продолжения диалога. Всех читателей прошу помолиться за немощного, грешного, «обиженного» раба Божьего Константина. п. Ракпас, Республика Коми,
Учр. ОС 34/3 для туберкулёзных больных Источник:
http://vera.mrezha.ru/505/14.htm