«НОСИТЕ БРЕМЕНА ДРУГ ДРУГА»
«Брат во Христе Александр! Недавно я получил письмо из одной колонии. Пишут: «У нас в храме многие из верующих не допускаются до исповеди и причастия тюремными авторитетами. Как нам быть? Как спасаться?» Побывав в этой тюрьме, я столкнулся с вызывающей ситуацией: в ней имеется храм и община, но руководящие посты в общине занимают так называемые блатные, которых ставит «смотрящий» – пахан зоны. Этот «пахан» сместил старосту общины только за то, что он за руку поздоровался с «обиженным», и за это «по тюремным понятиям» его сделали таким же «обиженным». На место старосты поставили своего человека, а «обиженных» не допускают на богослужения, до исповеди и причастия тюремные авторитеты. Батюшка, окормляющий тюремный храм, узнав об этой ситуации, назвал в сердцах тюремную общину «сектой блатных» и наложил на них епитимью – перестал причащать всех до всеобщего покаяния и возвращения мира в православную общину, где перед Чашей Причастия и Христом будут все равны, вне зависимости от их тюремной градации.
Потом я узнал, что такое положение дел довольно распространено в местах лишения свободы, и исправить его не в состоянии ни тюремное начальство, ни батюшки, ни другие авторитеты. Какое ваше мнение на этот счет – искоренимо ли это зло? Что вы думаете на этот счет?..»
Евгений СУВОРОВ, корр. газеты
* * *
Многоуважаемый и родной о Господе брат Евгений! Спаси вас Господи за вашу любовь, добро и милосердие ко мне, многогрешному... Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Отступление попущено Богом: не искусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».
Мне, многогрешному, видится, что святые отцы давали свои наставления людям, снисходя их немощам и духовным болезням. Перед Богом мы все равны, все мы рабы неключимые – и те, кто подвизается великими подвигами, и те, кто ведет жизнь, погрязшую во грехе. Лишь от Бога наше спасение.
Я не разумею, как правильно выразить мысль, но исходя из опыта могу сказать следующее: только сектанты подталкивали своих адептов уйти добровольно в «обиженные». Я понимаю это как проявление гордыни и тщеславия, как искание не Господом попущенной скорби. Может быть, кто-то из православных по благословению возлагал на себя такой подвиг, не ведаю, скажу лишь, что это очень высокая духовная мера, соизмеримая с юродством и мученичеством. Мы с вами, брат, верою исповедуем, что наша Церковь Святая, она не секта блатных, но и не секта «обиженных». Кто знает промысл Божий о каждом из нас? Воцерковление – очень длительный, мучительный, но вместе с тем и радостный процесс. Главное – в душе ощущать соборность, живую веру в единение земной и небесной Церкви. Кто-то очень легко приходит к Богу, а кому-то, может быть, нужно пострадать и помучиться, понести епитимью, наложенную Свыше. Наш лагерь совсем никто из священнослужителей не посещает. Но разве кто-то может мне запретить исполнять Евангельские заповеди, молиться, пытаться соблюдать посты, смиряться и каяться в душе? Не напоказ перед людьми, а перед Богом...»
С братской любовью, раб Божий Александр Козлов.
Кировская обл., ФГУ ОР-216/1
Спаси Господи раба Божия Александра и всех тех, кто хотел бы спастись через настоящую исповедь перед священником и получить истинное причастие Тела и Крови Христовой, но лишен спасительных Таин Христовых по злой воле «воров в законе», считающих себя вправе решать, кого к ним допускать, а кого нет.
От редакции – с любовью о Господе, Евгений СУВОРОВ.