|
Ответы на письма заключённых (письмо № 2)
|
Здравствуйте Вера Михайловна и группа поддержки!
Храни вас Бог и дай вам силы в вашем нелёгком, но благородном труде. Заранее хочу извиниться за свои ошибки, в этом письме.
Два письма от вас я получил, за которые огромное вам спасибо. И посылка от вас пришла, я её уже как две недели, не могу получить. Я уже думаю, может, они её обратно отправили. Но это ничего. Главное то, что вы отозвались на мою просьбу. А это для меня важней всего. Когда ты знаешь, что кто-то думает о тебе, что Господь не оставил тебя одного в этом, как я считаю, жестоком мире.
Вы спрашиваете, крещён ли я в Православной Церкви? Да, меня крестила бабушка с мамой, когда я был маленький, но это, я считаю, ничего не значит.
Во-первых, я до сих пор не умею молиться. Во-вторых, я в церкви был только два раза. Это когда меня крестили, и когда я свою дочь крестил. И поэтому я затрудняюсь сказать с каким именем меня крестили.
На третий вопрос (ходите ли в церковь?) могу ответить так. Как-то в городе Севастополе, где я одно время жил, хотел прийти в церковь, да покаяться перед батюшкой, да спросить совета. Но, видать, я не так зашёл, что после моего вопроса: „Нельзя ли поговорить с вами?“ Он мне просто сказал: „Ступай с Богом“. Ну, я и пошёл. После того я ни на шаг не вступал на территорию церкви. И поэтому я даже здесь в колонии не хожу в храм. А в том, что со мной произошло, так, слава Богу, что Он мне помог самому разобраться, как я был неправ, и по этому я постоянно прошу прощения за себя и за других, таких же грешников, как я.
А насчёт вопросов к вам, так они, конечно, у меня есть. Объясните, почему человек в этом мире так жесток?
Вы, наверное, скажите, что он отвернулся от Бога. Нет, я так не думаю. Ведь совершая какую-то злость, он всё равно обращается к Богу. Пускай не сразу, но всё равно говорит: „Боже, помоги, спаси и сохрани“. Выходит так, что он, помощи просит, только в трудную минуту. И почему после удачного момента человек забывает поблагодарить Его? Ведь, когда ему плохо, он вспоминает Бога. А когда хорошо – забывает.
Один раз у нас в отряде я разговаривал со старостой церкви. Он тоже заключённый и сейчас уехал на вольное поселение. Разговор у нас шёл житейский. Затрагивалась тема о Боге, он говорил, что нужно читать и познавать Библию. И я ему сказал, что если ты веришь в Бога душой и сердцем, то ты и без Библии поймёшь, что такое добро, а что зло. Ведь необязательно ходить в церковь молиться. Ведь земля это творение Бога и она священна вся, вдоль и поперёк. И поэтому ты можешь молиться, в любом месте. Лишь бы душа твоя и помыслы твои были чисты перед Богом.
И есть у меня, еще один вопрос, его я задавал многим верующим. Многие отвечали по-разному. Почему на нашей земле существует много разных вер? Ладно, если б это было у разных народов, тогда это можно было бы объяснить, что каждый народ называет своего Бога по-своему. А ведь это существует даже у нас в стране. Оглянитесь вокруг, что твориться у нас. Ведь многие веры, если не напрямую, то косвенно осуждают другую веру. Но, ведь мы созданы одним Богом, одним Творцом и только одному мы должны быть благодарны за Его труды. Почему нельзя объединить те веры, которые во многом совпадают с мнениями о Божием творении, и не создавать комиссию по многим наболевшим вопросам? Ведь объединившись, легче будет решить, те проблемы, которые существуют. Ведь вокруг нас много творится зла, сколько людей мучается, сколько страдает. А ведь каждый из них хотел бы иметь хоть мимолётное, но ощутимое счастье. Даже я, сильно виноват перед Богом и перед людьми, и то мечтаю о маленьком счастье. Иметь семью, которую буду любить и беречь. Даже если Бог не посчитает нужным дать мне такое счастье, я всё равно буду надеяться и просить Его.
Спешу вам сообщить, что наконец-то мне выдали посылку, которую вы мне прислали. В начале этого письма я не мог сообщить так, как это письмо я пишу четвёртые сутки. Времени просто катастрофически не хватает. Я же всё время работаю в ночную смену, а на работе некогда писать. Вот и приходится писать, приходя с работы, в постели. Пока глаза не начнут закрываться. А так хочется о многом написать, поделиться своими мыслями, мечтой. Ведь со мной переписываетесь только вы. А остальным я стал не нужен. Да, я не обвиняю их, ведь я знаю, что это моё наказание. На то Божья воля и только Он вправе решать мою судьбу.
В вашей посылке была книжка, в которой было написано о судьбе женщины. На 70-й странице. Там пишется, как она во время операции покинула своё тело, как Бог воскресил её. Не знаю, как это объяснить, но я не могу поверить в этот рассказ. Нет, я не сомневаюсь в могуществе Бога. Но дело в том, что я сам был при смерти, когда отравился ядом. И ничего подобного я не наблюдал. Всё было как-то по-другому. Такое ощущение, будто ты сидишь перед телевизором, он показывает, а потом, раз и выключился. И вокруг мрак, перед глазами. Вообще темнота, а потом, как будто опять тебе кто-то включил телевизор. И ты смотришь на этот мир непонимающими глазами. Потом только начинаешь соображать, что с тобой произошло. Так что не осуждайте меня за такое письмо. Ведь это пишется от чистого сердца.
На этом письмо я своё заканчиваю, ещё раз спасибо за вашу посылку и за то, что вы мне написали.
Храни вас Бог. И пусть Он прости всех нас, кто любит и верит Ему.
Четырнадцатого октября у меня день рождения. Если будет у вас возможность, помолитесь за меня. Мне будет уже тридцать шесть лет.
До свидания, ещё раз прошу прощения за мои ошибки и за такое письмо.
Пишите, я буду ждать.
С уважением к вам, Игорь.
Отвечает священник Александр Лаврин
|
Здравствуйте, уважаемый Игорь!
Рад, что у Вас с нами завязалась переписка. Попробую ответить на Ваши вопросы и некоторые мысли.
Вы пишете: «крещён ли я в Православной Церкви? Да, меня крестила бабушка с мамой, когда я был маленький, но это, я считаю, ничего не значит.Во-первых, я до сих пор не умею молиться. Во-вторых, я в церкви был только два раза. Это когда меня крестили, и когда я свою дочь крестил. И поэтому я затрудняюсь, сказать с каким именем меня крестили».
Зря Вы считаете, что крещение, на которое отнесли Вас бабушка с мамой, ничего не значит. Церковное Таинство от человека неотъемлемо. Что же касается неумения молиться и посещения храма, так это всецело зависит от Вашего желания. «До сих пор» в данном случае не имеет значения, потому что обращение к Богу, когда бы, в каком бы возрасте, никогда не бывает ПОЗДНО. Более того, думаю, что ни один настоящий молитвенник никогда бы не решился сказать, что он таки, наконец, окончательно научился и теперь умеет молиться. Как говорил преп. Силуан Афонский: «У того, кто искренне молится, молитва всегда – разная». Невозможно научиться молитве раз и навсегда, мы в ней можем только постепенно расти. Ведь молитва – это общение с Богом. В жизни так же: развиваются отношения – глубже становится и общение.
Впрочем, Вы сами говорите, что просите «прощения за себя и за других, таких же грешников». Значит, начало молитве уже положено. Она всегда начинается у человека с покаяния.
Мне трудно прокомментировать слова священника, ответившего Вам так, как Вы описали, хочу только заметить, что в храм мы идем для встречи с Богом в Церковных Таинствах и соборного общения с Ним. Это главное. «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), – говорит Господь в Евангелии. Стоит ли отказываться от всего этого из-за того, что не нашли понимания у одного священника?
Теперь постараюсь ответить на ваши вопросы. Первый: «…почему человек в этом мире так жесток? Вы, наверное, скажете, что он отвернулся от Бога». Что ж, вполне, можно ответить так, и это, безусловно, правда. Но вероятно, такой ответ был бы слишком общим. Я бы начал с другого. Потому что мы замкнуты на себя. Живём ведь собою, а не другими и, в результате, ищем своего же. Любовь же, напротив, «сама себя забывает». То есть для любящего интересы другого значительно важнее, чем свои собственные. Это всегда возможность не взять, а отдать. Поэтому настоящая любовь всегда прощает и всегда терпелива. Такую любовь и явил Христос.
Мы же христианами становимся тогда, когда четко сознаем, что такой любви в нас нет. Достать её нам неоткуда (из какого такого уголка души?). Поэтому мы и крестимся. Или уже крещеные после опыта безбожной жизни обращаемся к Богу, в Церковь и открываем свою душу покаянием (потому-то оно – начало, основа всякой молитвы), чтобы Он в неё вошел.
И здесь, точно так же, как в жизни. Если у меня с человеком сердце не примирено, я ему не доверю, даже если бы он и очень хотел мне в чём-то помочь – не сумел бы. Я его помощь бы сам не принял. Просто потому, что душа моя для него закрыта – входа нет. Так и с Богом. Увы, и у нас, христиан часто жизнь бывает безбожная, не потому, что мы не верим в Его существование, а потому, что мы Им не живем. Церковная жизнь и дает возможность встретиться с Богом, завязать с Ним личные отношения и расти в них. Душа может исполняться Им: «Вот стою и стучу», – говорит Господь в Апокалипсисе, – «и к отворившему Мне войду…». Только к отворившему добровольно, «вламываться» Сам Он никогда в душу не будет, т. к. любовь не терпит насилия. А стоит Он у двери человеческого сердца, по Его же слову: «Сыне, отдай мне сердце твое» (Притч. 23, 26).
Вы говорите, что человек после совершённого зла, спустя время, обращается к Богу: спаси и сохрани. Да, совесть может подтолкнуть к Богу, но если обращение к Нему только этим и ограничится, то всё-таки, не смотря на такие слова, человек останется к Богу «повёрнутым спиной», увы. Но Сам Господь говорит, что любит Его тот, кто исполняет Его заповеди. И эти Его слова непреложны. Дело, конечно, не в том, чтобы сразу и в полноте зажить евангельской жизнью. Это невозможно! Но в том, чтобы признать свою неправоту, свои грехи как болезнь, и просить Бога исцелить их Своею благодатью. Ведь можно грешить и грешить. Одно дело говорить: «Я такой потому, что жизнь тяжелая, ситуации невыносимые, люди вокруг злые, они спровоцировали и вообще – «все так делают». И совсем другое: «Да, Господи, моя душа, совсем не готова к евангельской жизни, никуда не годен, но сам я переживаю, что такой, прими меня, ведь я для того христианином и стал, чтобы Ты меня изменил, это злоба моей души, я ни в чём себя не оправдываю – исцели».
Так душа потихонечку в евангельскую жизнь и входит. Что же касается благодарности, я с Вами, Игорь, совершенно согласен: христианская жизнь должна быть – благодарна. Но причина того, что мы не умеем жить благодарностью Богу и людям, как-то нам послужившим, та же – самозамкнутость. Неумение жить другим (ради другого).
Теперь ваши слова:
«Один раз у нас в отряде я разговаривал со старостой церкви. Он тоже заключённый и сейчас уехал на вольное поселение. Разговор у нас шёл житейский. Затрагивалась тема о Боге, он говорил, что нужно читать и познавать Библию. И я ему сказал, что если ты веришь в Бога душой и сердцем, то ты и без Библии поймёшь, что такое добро, а что зло. Ведь необязательно ходить в церковь молиться. Ведь земля это творение Бога и она священна вся, вдоль и поперёк. И поэтому ты можешь молиться, в любом месте. Лишь бы душа твоя и помыслы твои были чисты перед Богом».
Конечно же, сами по себе, мы молимся где угодно, но не потому, что земля освящена, а потому что нет места, где не услышал бы человека Бог. Как сказал царь и пророк Давид: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя… Скажу ли: "может быть, тьма сокроет меня и свет вокруг меня сделается ночью". Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день…» (Пс. 138, 7–12).
«Не обязательно читать Библию, необязательно ходить в церковь молиться», – говорите Вы. Действительно, никто не обязывает человека это делать. Но для нас, христиан, очевидно, что наша молитва – это общение с Богом, так же очевидно и то, что через Евангелие Господь общается с нами. Свои слова, Свою евангельскую жизнь и через них Себя Он предлагает каждому индивидуально. Но, конечно, совершенно добровольно. Именно, кто хотел, приходил и слушал Его, кто хотел, оставался и шел за Ним. Господь от нас ждёт добровольного расположения, а не чего-то обязательного, «положенного». Для нас Бог ведь не некая абстракция, а Личность. В жизни, если мы кого-то любим, для нас любые слова, любые, даже, казалось бы, нюансы жизни – значимы! Если же мы хотим на любовь Божию ответить согласием, странно принципиально отказываться от того, чтобы послушать Его и от Него же научиться.
Церковь же это место особого присутствия Божия, в ней совершаются Таинства, которые Христос нам Сам дал как дар, и общая соборная молитва. Причём, строго говоря, само строение называется храм, а Церковь – это мы с Вами. Церковь в храме собирается для соборного служения, которое нужно не Богу, а нам и это есть таинство собрания, памятуя те самые слова: где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них…
Что же касается чистых помыслов и души, Игорь, если бы они были чисты, мы бы сами себя спасали. Но потому искренняя христианская молитва и пропитана всегда покаянием, что и то, и другое у нас, мягко говоря, не отличается «белизной», увы. Потому-то и Вы у Бога «постоянно просите прощения за себя и за других таких же грешников…».
И, наконец, «почему на нашей земле так много вер». Пока отвечу кратко. Если Вы захотите более широкого и глубокого разговора на эту тему, буду только рад.
В Истинного Бога поверить (а это, значит, довериться Ему и быть верным) трудно потому, что придётся пересматривать и менять свою жизнь. Такая вера требует от человека духовной работы, усилия, труда. Не потому, что так положено по уставу, а по личному внутреннему требованию. Не трудно поверить в Бога, трудно поверить в Христа Распятого. Трудно поверить в Бога отверженного, избитого, оплёванного и повешенного на позорный крест, куда вешали в то время только преступников. И при этом, Такой Бог говорит: «Научитесь от Меня…» (Мф. 11, 29).
Гораздо легче придумать бога «под себя», подгоняя его под меняющуюся жизнь.
Поздравляю Вас с 36-летием, желаю выдержки, мужества, укрепления веры и доброго здоровья.
Благослови Вас Господь,
Священник Александр Лаврин.
Здравствуйте, Игорь Александрович!
Поздравляем Вас с прошедшим днём рождения. Он совпадает у Вас с Великим праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Рада за Вас, что Вы верите в Бога. Но этого мало. „Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут“ (Иак. 2, 19), – сказано в Священном Писании. Бесы лучше нас с Вами знают, что есть Бог, но не исполняют Заповедей Божиих, не исполняют Его воли. Если бы Вы прочитали Священное Писание, а ещё лучше Закон Божий, то Вы узнали бы, что человек был создан по образу и подобию Божию. Но возгордился вслед за дьяволом, захотел быть как Бог, не послушался Бога, нарушил Божие повеление, вкусил от древа познания добра и зла, и совершилась трагедия – он исказил свою природу, потерял своё подобие. Но обо всём в одном письме не расскажешь. Пожалуйста, сходите в ваш храм во имя преподобного Серафима Саровского и попросите почитать Закон Божий у старосты храма. Из-за своей повреждённости природы человек вспоминает о Боге только, как правило, когда ему плохо. Кроме того, человек забыл о Боге, или даже помня о Нём, но, не зная Его Заповедей, творит всяческие беззакония, преступления. В своей гордыне и похоти отдаляясь от Бога, человек помрачился разумом, оставил истинное Богопочитание и от этого столько "религий", конфессий и расколов. Почему не хотят вернуться в Православие (не хотят право, правильно славить Бога) и всем соединиться в нём? Да потому, что это требует больших усилий со стороны человека, большого желания постичь Истину, честно стремиться к Ней.
За грехи человека, как сказано в Священном Писании, „вся тварь совокупно стенает и мучится доныне...“ (Рим. 8, 22).
Да, Вам, видимо, Господь давал любовь, давал семью, было у Вас „маленькое счастье“. Как же получилось, что всё исчезло? Куда делось? Вы правильно понимаете, что „Царствие Божие внутрь вас есть“ (Лк. 17, 21) и только Господь может его дать и может его отнять в любой момент, а наше дело трудиться и стремиться волю Божию исполнять, просить Его о помощи.
Почему Вас батюшка так встретил в храме? Я думаю, это случилось из-за того, что дьявол не хочет так просто выпускать Вас (и никого) из своих лап. Может быть, священнику показалось, что Вы нетрезвы, может быть, он устал или у него не было времени? Батюшка не отругал Вас, а фактически, благословил, сказал: „Ступай с Богом“. А как Вы это восприняли?..
Вырваться из болота греха без Божией помощи, без Таинств Святой Церкви – невозможно.
Ваше письмо очень объёмное и в нём много философских и глубоких вопросов. На все сразу ответить не смогу, т. к. мало времени. Передо мной лежит ещё 13 неотвеченных писем, а в понедельник (через три дня) получу еще не один десяток новых.
Игорь Александрович, напишите, пожалуйста, почему Вам не выдавали сразу нашу посылку и две недели она где-то лежала? И почему её могли отправить обратно?
Храни Вас Господь и Пресвятая Богородица.
Вера Михайловна
Ответ на следующее письмо
Ответ на предыдущее письмо
Ответы на письма заключённых
На главную
|