ЗАОЧНАЯ  ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

(или просвещение за колючей проволокой)

 

Наш опыт показывает, что обучение основам Православия является весьма востребованным в среде заключенных. К нам поступало немало таких просьб. Стоило нам, в письме к старосте одного из тюремных храмов, заикнуться о том, что мы хотим начать разрабатывать программу заочного обучения, как он нам сразу прислал список из 18 человек желающих проходить обучение.

Обучение основам религии в местах лишения свободы широко практикуется различными инославными и нетрадиционными религиозными и псевдорелигиозными (в том числе и зарубежными) организациями. У них это обычно называется „библейские уроки“.

Есть определенные успехи в этом деле и у православных. Свою программу предложила, в частности, и Московская Духовная Академия (см. Аннотацию). На эту тему написана диссертация (см. ЗДЕСЬ) Но, сообщение об обучении в местах лишения свободы по предмету «Основы Православия», организованном Сектором заочного обучения МДА, заканчивается фразой: „На данный момент пришло много  писем с просьбой о заочном обучении, поэтому прием на обучение прекращен.

Занимается этим и Центр духовной поддержки православных общин в заключении (http://www.4prison.ru/) во имя преподобного Ефрема Сирина при Региональном благотворительном фонде христианской благотворительности и просвещения, руководитель которого, Наталья Владимировна Понамарева, одновременно является сотрудником Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Их программы пока находятся в стадии апробации и, что для нас особенно существенно, предполагают пространные ответы обучающихся на вопросы по курсу и даже написание сочинений. Кроме того, курсы рассчитаны на групповое обучение, что резко сокращает контингент обучающихся и сразу исключает людей, которые еще не встали на путь воцерковления, не имеют православной общины в своей зоне или, по тем или иным – часто независящим от них – причинам, не могут участвовать в их жизни.

Такой подход нас не может устроить, в первую очередь, потому, что требует очень много времени для проверки присылаемых работ, причем, людьми с определенной духовной и богословской подготовкой, как минимум, студентов духовных семинарий или ВУЗов, а мы можем рассчитывать только на мирян‑энтузиастов, как правило, не имеющих необходимого свободного времени и систематического богословского образования.

Обучением общин занимается и часто упоминаемый в православном Интернете храм преподобного Серафима Саровского в Раеве. Их опыт представляет большой интерес, но всё же работа только с общинами, на наш взгляд, не может решить всех проблем, связанных с просвещением заключённых. Тем более, что само существование общин тюремных храмов связано со многими проблемами.

 

В этой связи представляется весьма актуальным разработка курса Основ Православия достаточно технологичного для того, чтобы он позволял малыми силами проводить обучение большого числа людей (в том числе и в индивидуальном порядке).

Считаем также целесообразным сконцентрировать усилия на разработке курса самого НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, доступного для людей малограмотных, с невысоким общим культурным уровнем (а среди заключенных много молодых людей из детских домов и получавших или получающих школьное образование уже в зоне).

 

ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЭТОЙ РАБОТЕ

 

Работу по созданию курса можно разделить на три основных задачи:

1. Определения содержания курса.

2. Разработка методики обучения.

3. Разработка технологичной (удобной для обучающих) системы подачи и проверки знаний.

Первая задача представляется относительно простой: основные трудности будет при подборе конкретных материалов удовлетворяющих условиям и требованиям методики и технологии обучения.

Методика обучения должна отвечать следующие специфическим требованиям:

1. Должна обеспечивать максимальную эффективность обучения, при учете специфики заочного обучения в условиях полного отсутствия лично контакта с преподавателем и весьма ограниченной обратной связи, вообще. То есть, видимо, должна быть рассчитана на самостоятельное освоение материала.

2. Должна быть рассчитана на то, чтобы, прежде всего, приводить человека к вере во Христа, и осознанию необходимости Церкви для нашего Спасения, а не просто давать знания о Православии. То есть, желательно, чтобы происходило обучение, в первую очередь, сердца, а не ума. Для этого, в частности предполагается использовать рассказы прот. Николая Агофонова (ЗРИ ЗДЕСЬ).

3. Сводить к минимуму необходимость проверки усвоения материала.

Последняя задача: Разработка технологичной системы проверки знаний, видимо, может быть сведена к нахождению способа определения уровня знаний (в форме тестовых заданий), сводящего к минимуму  усилия обучающего по контролю усвоения программы. Возможно, что даже в Интернете можно найти подобные разработки. В частности, сейчас многие занимаются дистанционным обучением, но, как правило, предполагается довольно основательное участие преподавателей через Интернет, что не соответствует нашим условиям.

При этом представляется важным учитывать мнение специалистов о том, что тестовые задания не должны содержать заведомо ложной или неточной информации, поскольку она, воздействуя на подсознательном уровне на душу человека, может ей повредить. Это особенно важно в области духовных знаний и для начинающих, ещё не утвердившихся в вере христиан.

 

ДУМАЕТСЯ, ЧТО ЗАДАЧА ДОСТАТОЧНО ИНТЕРЕСНАЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ.

 

В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РАЗВИВАТЬ ЭТУ ТЕМУ И ДЕЛИТЬСЯ НАШИМИ НАХОДКАМИ И ПРОБЛЕМАМИ.

 

Вы можете высказывать свои соображения в Гостевой книге и на нашем форуме.

 

 

НА ГЛАВНУЮ

 

Сайт создан в системе uCoz