Выдержки из
книги „1000 + 1 совет осужденному“ [1]:
«В местах лишения свободы официальные правила
предписывают делать то, что в других условиях жизни регулируется свободным
волеизъявлением. Но и неформальные нормы поведения тоже придирчивы к каждому,
казалось бы, пустяку. Официальные правила заставляют быть опрятным: бритым,
чистым, застегнутым на все пуговицы. В этом законодатель, установивший правила,
видит средство исправления и перевоспитания. Он же предусмотрел наказание за
отступление от правил. Неформальныe нормы поведения тоже карают за
неопрятность. Более того, они: наказывают жестче. Однако жесткость продиктована
выживанием. Поэтому она гуманнее, нежели официальное наказание.
Приведем ниже пример, который поможет вам убедиться в
гуманности и лаконичности внутренних законов. В местах лишения свободы тесно; 2
квадратных метра – норма жилой площади. В недавние времена, когда подобные
учреждения были переполнены, не соблюдались и эти нормы. Кто хотя бы однажды побывал
в неволе, помнит ее специфический запах. К нему нельзя привыкнуть. Если
учесть, что для осужденных никто не построил сушильных помещений, где они могли
бы оставлять свою обувь, не ставя ее рядом с кроватью, то понятна их озабоченность
нехваткой свежего воздуха. А если кто-то из них по каким-то причинам перестал
следить за собой; не моет ноги перед сном, не стирает носки и портянки? Неряхе
делают замечание, но соблюдая при этом некоторые правила. Сначала кто-либо из
уважаемых осужденных поутру высказывает сетование по поводу дурных запахов,
возможно, пожурит дневального, попросит его почаще открывать форточку.
Замечание в форме абстрактного намека высказывается потому, что прямой упрек
может вызвать неадекватную реакцию, то самое "короткое замыкание",
от которого пострадает и упрекающий, и виновный. Если намек не подействовал, то
с грязнулей беседует кто-либо из авторитетных осужденных. Если не помогает и
профилактическая беседа, то неряху моют силой: подтаскивают к умывальнику,
обливают водой, наполняют ею сапоги, льют воду за шиворот. Если же и эта мера
оказывается безрезультатной, нарушителя правил гигиены переводят в разряд
«отверженных», где он попадает в группу так называемых «опущенных». Конечно же,
причисление к разряду «отверженных» за нечистоплотность – жестокость. Но
назвать его негуманным трудно, как нельзя причислить эту норму к "волчьей".
Согласитесь, в данном случае общность защищает себя.
Как и всякая общность, она ставит общий интерес выше индивидуального. Но нельзя
сказать, что при этом она не учитывает индивидуального: вся процедура, от
тонкого намека до насильственного умывания, показывает, что сообщество
считается с индивидом. У
этой нормы есть важное мобилизующее
действие…
…неформальные нормы поведения в большей мере учитывают
интересы и потребности сообщества,
нежели официальные. Они устанавливают, а точнее, закрепляют сложившееся
разделение на группы-касты, предписывают членам этих групп определенные
стандарты поведения. Такая жестокость легко объяснима. В условиях, когда человек
не может чувствовать себя в
безопасности, все должно быть четко определено. С другой стороны,
постоянное и практически безвариантное прикрепление человека к определенному
месту, наделение его строго обозначенными правами и обязанностями несправедливо…
… в таком виде колоний (особый режим) неформальные
нормы поведения запрещают игру в карты, где ставкой могут быть продукты
питания, курево. Точно так же правила запрещают аналогичную игру в помещениях
камерного типа и штрафных изоляторах. Правила сообщества оберегают своих
членов, наказывая тех, кто склоняет других ставить на кон жизненно важные
продукты питания.
Понятно, что нормы поведения существуют для того,
чтобы предотвратить конфликты. Тем самым они способствуют консолидации
сообщества…
Так,
например, осужденного, который ворует у своих, переводят в разряд
"отверженных". Такой способ наказания имеет несколько важных
последствий. Во-первых, общность показывает отступнику от правил нетерпимое
отношение к воровству. Во-вторых, суровое наказание – бессрочный перевод в
число "отверженных" – эффективно действует на воображение
потенциальных воришек, останавливая их от необдуманного шага. В-третьих, члены
сообщества не просто присутствуют при наказании, а именно исполняют его: каждый
должен ударить или сделать вид, что бьет. Дело в том, что, с точки зрения
официального закона такая расправа есть не что иное, как самосуд. Поголовное
участие в нем не только затрудняет привлечение к ответственности за
самоуправство (большое количество участников, дружное запирательство), но и
скрепляет общность перед лицом официальной власти и закона, заставляя покрывать
преступление. Точно так же поступали крестьяне русских, деревень, забивая до
смерти конокрадов» [С. 28–29, 32, 34].
[1] 1000 + 1 совет осужденному. Aвтор-составитель Н.Н.
Крутов. – Мн: Современ. литератор, 2000. – 304 с.